Пат. Дальше ходить некуда: красивая идея объединительного матча принесена в жертву дурно пахнущему скандалу

Матч на первенство мира под угрозой. Владимир Крамник в ответ на обвинение болгарской делегации в нечестности игры к началу пятой партии не явился к столику
news

ШАХМАТЫ. МАТЧ ЗА ЗВАНИЕ ЧЕМПИОНА МИРА
КРАМНИК – ТОПАЛОВ. ПЯТАЯ ПАРТИЯ

СОБЫТИЕ ДНЯ

 Матч на первенство мира под угрозой. Владимир Крамник в ответ на обвинение болгарской делегации в нечестности игры к началу пятой партии не явился к столику. Через час ему было засчитано техническое поражение. Топалов получил плюс, и если он не откажется от этого очка, а Крамник согласится играть дальше, то матч возобновится при счете 3:2 в пользу россиянина. Но что будет дальше – пока вопрос. Вчера на пресс-конференции Крамник заявил, что чувство собственного достоинства для него не менее важно, чем матч за звание чемпиона мира.

Для подготовки отчета во вчерашний номер нашей газеты я провел в «игровом здании» часов пять. Вышел на улицу – и глазам не поверил: жаркое лето в Элисте сменилось прямо-таки осенним холодом.

Живи я во времена Чингизхана, короля Артура или даже Ивана Васильевича по прозвищу Грозный, умершего за шахматной доской, то сразу сделал бы вывод: шахматная богиня Каисса выражает свое высочайшее неудовольствие той войной писем, которая сменила борьбу на черно-белой доске.

Но наутро в синем небе вновь сияло солнце, прохлада ушла, и показалось, что все хорошо и что непогода, даже шахматная, растоплена этой явно дружелюбной атмосферой. Тем более что решение апелляционного жюри, которое в предположениях было мною накануне высказано, в общем-то подтвердилось.

Жалобe болгарской делегации удовлетворили частично – гроссмейстерам предписали ходить в общий для них туалет, их комнаты для отдыха решили сохранить, а залог в 5000 долларов болгарам возвратили.

ОТВЕТ КРАМНИКА

Все? Да ничего подобного! Через час или полтора появилось новое письмо «из дивизии Топалова», ответ на которое требовался к 14.30, то есть за полчаса до начала 5-й партии. В письме говорилось, что «чемпион мира Веселин Топалов возмущен подозрительным поведением своего оппонента г-на Владимира Крамника» – дальнейшие туалетные подозрения мне не хотелось бы дословно цитировать. И – «если матч будет продолжен, чемпион мира будет воздерживаться от рукопожатия с г-ном Крамником до начала партий и не будет принимать участия в совместных пресс-конференциях с ним».

Ответ Крамника прозвучал резко и даже оглушительно. Формально – не его самого, а менеджера Карстена Хензеля. Здесь был и протест против предоставления чисто служебной видеозаписи, носящей совершенно приватный характер в распоряжении делегации соперника, и недоверие апелляционному жюри во главе с первым вице-президентом ФИДЕ Георгиосом Макропулосом. Еще в него входят гроссмейстер Зураб Азмайпарашвили из Грузии и кубинец Хорхе Вега, некогда один из ближайших соратников Фиделя Кастро, а затем эмигрант в США: он почувствовал надвигающуюся на него угрозу типа наших угроз проклятого 1937-го.

От себя лично Крамник обратился с открытым письмом к Кирсану Илюмжинову: вообще это крупное невезение, что в такой решающий момент Илюмжинов – президент ФИДЕ вынужден был отдать пальму первенства Илюмжинову — президенту Калмыкии, занятого на жизненно важном экономическом форуме в Сочи у Президента России.

Кирсан Николаевич Крамнику ответил, попросив его продолжать матч. До начала партии оставались буквально мгновения, и главный судья Герт Гийсен получил указание от имени оргкомитета отложить ее начало на 15 минут. После этого он пустил часы белых, часы Крамника.

И хотя Владимир приехал в игровой зал и находился в своей комнате отдыха за сценой, к столику он так и не вышел. А Топалов сидел в кресле почти неподвижно. До партии он, как обычно, пробежал пальцами по черным фигурам, потом попросил кого-то показать ему дорожку в «новый» для шахматистов «общий» туалет и вновь утвердился за столиком.

ВО ВСЕМ ВИНОВАТ МАКРОПУЛОС

Каждая минута приближала его к «победе», но не только счастья, а даже удовольствия на лице у болгарского гроссмейстера не было. Не слишком-то уютно было молодому по стажу чемпиону зарабатывать очко таким непривычным способом, да еще на глазах переполненного зала, явно ему не сочувствовавшего.

Отсчитав 60 положенных по правилам минут, часы такое очко – точнее, такой плюс – ему принесли.

А тем временем г-н Макропулос созвал пресс-конференцию. Он произносил обязательные и формально верные слова о необходимости соблюдать подписанные участниками контракты, о совершенном беспристрастии апелляционного жюри.

Во многом подпортил ему обедню ваш корреспондент: вопрос на тему, почему нельзя было взять технический тайм-аут, чтобы снизить накал конфликта, успокоить обе делегации и найти разумный компромисс, разумного ответа не получил – все больше звучала реплика вице-президента «Я думаю».

В принципе г-н Макропулос во всем и виноват. Именно он и дал приказ широко обнародовать технические видеозаписи, за которые бульварная английская газета «Сан» или какой-нибудь «Плейбой» вполне готовы – не сомневаюсь! – отвалить кругленькую сумму. К примеру, сидит себе великий Крамник в комнате отдыха и ковыряет пальцем в носу. Или входит-выходит в туалетную кабинку, да еще каждый раз с указанием точного времени. Или…

Такое вторжение в личную жизнь чревато судебным иском, но не Макропулос же по нему станет ответчиком. Да и стал бы Крамник прибегать к таким способам защиты справедливости и своего достоинства – бо-о-о-льшой вопрос.

Примерно об этом же говорил внезапно появившийся на пресс-конференции классический чемпион мира. На английском для Макропулоса и на русском для десятков журналистов он изложил свое право на защиту чести. И хотя подчеркнул, что при особых условиях готов продолжать поединок, матч повис в воздухе. Что подтвердил и мой диалог с Сильвио Данаиловым:

— Веселин откажется от плюса в 5-й партии?

— Нет! Нет!! Нет!!!

— Но зная характер Крамника, могу сказать, что с минусом в таблице он за доску не сядет.

— Это уже не наши проблемы.

— Сильвио, тебе не кажется, что обоим надо остановиться, оглянуться, сделать шаг назад, успокоить нервы и прийти к компромиссу?

— Мы готовы продолжать матч при счете 3:2. Он ведь в пользу Крамника.

— А Владимир готов при счете 3:1, иначе объединительный матч, которого все ждали 13 лет, сорвется. Это ведь вселенский позор и трагедия для шахмат!

— Да, да, конечно…

ШАХМАТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НАДЕЕТСЯ

Продолжением подобных разговоров стало несколько новых сообщений. Во-первых, поле боя покинул член апелляционного жюри Зураб Азмайпарашвили: говорят, он заторопился на турнир, который вот-вот открывается в Америке.

Во-вторых, – и это самое главное! – с согласия Владимира Путина Кирсан Илюмжинов прекратил свое участие в сочинском форуме и срочно вылетел в Элисту. Теперь на него, дипломата и умника, ложится надежда всего шахматного человечества.

Если принять во внимание, что на официальный сайт ФИДЕ в дни матча уже заходило более миллиона пользователей Интернета, почти из 100стран, его, шахматного человечества, совсем не так уж мало...

Для вашего корреспондента, друзья, вчерашняя ситуация, кажется, повторяется: от окна тянет вечерней прохладой, завтрашнее утро обещают теплым. К тому же появилось совершенно неодолимое ощущение: последний день сентября выдастся гораздо более светлым, нежели был день предпоследний. И по доброму калмыцкому напутствию, о котором мне рассказали, можно будет сказать участникам матча: «Белой вам дороги, короли! К шахматному трону, до которого — менее двух недель».

Новости. Шахматы