Крамник зря пошел путем воина. Играя белыми фигурами, российский гроссмейстер не стал делать быструю ничью и в итоге уступил
ШАХМАТЫ
МАТЧ ЗА ЗВАНИЕ ЧЕМПИОНА МИРА
Позади две трети матча за звание чемпиона мира Владимир Крамник – Веселин Топалов, но сейчас он как бы начинается вновь. С нуля.
ВЗГЛЯД НАЗАД И ВЗГЛЯД ВПЕРЕД
Очень хочу вспомнить эпизод из не менее скандального – правда, на политической основе – матча Карпов – Корчной в Багио. В огромной – 32 человека (!) – делегации роль красного полотенца для разъяренного «изменника Родины» была отведена московскому доктору Зухарю. Замысел сыграл свою роль, но вот советскому чемпиону доктор наук подал один-единственный совет: «Увереннее ставьте свои фигуры, пусть Корчной почувствует вашу веру в победу».
А теперь вот мне кажется, что быстрая, даже сверхбыстрая игра Веселина Топалова – это исполнение того давнего совета. Дескать, все дома разработано, все известно, и некое душевное смятение у соперника просто обязано появиться. Больших дивидендов в смысле сильного цейтнота и ошибок в нем это не приносит, но все же, все же…
ОСТАНОВЛЕННЫЕ МГНОВЕНИЯ
Восьмая партия в какой-то степени оказалась непривычной для Владимира Крамника. Волею судеб и судей (на них, неправедных, будет подан иск в суд, и не совсем-то справедливо, что оправдываться придется не прошлому апелляционному жюри, а ФИДЕ) впервые за 120-летнюю историю поединков за корону ему пришлось трижды подряд играть черными, что требует от шахматиста вести себя, как маршалу Жукову на Курской дуге. Сначала обороняться, истощая силы соперника, а затем уже думать о перехвате инициативы. Белый же цвет фигур требовал немедленного давления, движения вперед или… быстрой ничьей, что означало бы психологическое поражение.
Естественно, Крамник пошел путем воина, и вот что из этого получилось.
КРАМНИК – ТОПАЛОВ
Здесь напрашивался пешечный прыжок 14.f4, после чего укреплялся белый фигурный форпост на е5 и сохранялись все атакующие возможности. Однако белые пошли более «мягким» путем, если, конечно, таковой в природе существует.
14. Фd4 Лd8 15.Cd2.
Ответственнейшее решение. Заслуживало внимания и уж по меньшей мере было более последовательным 15.Ф:а7, запасаясь пешечкой, и на 15…Сd6 – 16.f4 0-0 c острейшей игрой.
15…Фа5 (новый ход в теории меранского варианта, вновь избранного участниками). 16.Сс6.
Этим белые приоткрыли занавес над своим замыслом: они готовы расстаться со своими конями за ладью черных (пешки пока не в счет) и провести парочку диверсий непосредственно против черного властелина.
Все закончилось в такой позиции.
Белые вроде бы осуществили желаемое: их проходная двинулась вперед. Однако есть у шахматистов выражение – «Мат старше!». После 52…Лf2+ белому королю более пяти ходов никак не прожить, и Крамник признал свое поражение. Признал, напоминаю, впервые, поскольку свой технический проигрыш законным не считает.
Владимир вновь первым появился в зале для пресс-конференций. Выглядел бодро, хотя во время игры его фигура «сигнализировала» знающим Крамника людям, что все не так уж хорошо у белых. Отвечая на вопросы, он сказал, что вся его игра в восьмой партии была сплошной ошибкой, что это был не его день и теперь важно лишь одно: чтобы он не повторился. И совсем не просто установить: самому ли себе он это говорил или собравшимся.
Я, увы, к числу согласных тут не отношусь. Но разговор о причинах того, что счет в матче сравнялся, надо отложить до тех времен, когда «туалетный» матч в Элисте станет достоянием истории. То есть, скорее всего, до 13 октября.
КРАМНИК – ТОПАЛОВ.
8-я ПАРТИЯ
1. d4 d5 2. c4 c6 3. Кf3 Кf6 4. Кc3 e6 5. e3 Кbd7 6. Сd3 d:c4 7. С:c4 b5 8. Сe2 Сb7 9. O-O b4 10. Кa4 c5 11. d:c5 К:c5 12. Сb5+ Кcd7 13. Кe5 Фc7 14. Фd4 Лd8. 15. Сd2 Фa5 16. Сc6 Сe7 17. Лfc1 С:c6 18. К:c6 Ф:a4 19. К:d8 С:d8 20. Ф:b4 Ф:b4. 21. С:b4 Кd5 22. Сd6 f5 23. Лc8 К5b6 24. Лc6 Сe7 25. Лd1 Крf7 26. Лc7 Лa8 27. Лb7 Крe8 28. С:e7 Кр:e7 29. Лc1 a5 30. Лc6 Кd5 31. h4 h6 32. a4 g5 33. h:g5 h:g5. 34. Крf1 g4 35. Крe2 К5f6 36. b3 Кe8 37. f3 g3 38. Лc1 Кef6 39. f4 Крd6 40. Крf3. Кd5 41. Кр:g3 Кc5 42. Лg7 Лb8 43. Лa7 Лg8+ 44. Крf3 Кe4 45. Лa6+ Крe7 46. Л:a5 Лg3+ 47. Крe2 Л:e3+ 48. Крf1 Л:b3 49. Лa7+ Крf6 50. Лa8 К:f4 51. Лa1 Лb2 52. a5 Лf2+ 0:1