Матч с хвостиком. Сыграв вничью в «основное время», гроссмейстеры готовятся к тай-брейку
ШАХМАТЫ
МАТЧ ЗА ЗВАНИЕ ЧЕМПИОНА МИРА
СОБЫТИЕ ДНЯ
12-я партия объединительного матча за мировую шахматную корону Владимир Крамник – Веселин Топалов закончилась вничью. Вничью, 6:6, закончилось и «основное время» поединка. Чемпион мира станет известен сегодня по итогам тай-брейков.
СОЛДАТ СПИТ – СЛУЖБА ИДЕТ
На все 100 процентов, прямо-таки печенкой чувствуя ситуацию, корреспондент «СС» был уверен: последней классической партии матча за корону непременно предшествует очередная артподготовка. В виде протеста ли, открытого письма, заявления – все равно. Потому что логика вроде бы завершенного «туалетного скандала» требует, чтобы последнее слово осталось за теми, кто выпустил недобрые чувства из шахматного ящика Пандоры. Как известно, вслед за последним словом идет приговор, но это уже прерогатива спортивного суда в Швейцарии, куда намерен обратиться Крамник, и суда Истории, о котором по молодости лет участники не задумываются. А зря: у отдельных людей, в частности и шахматного мира, вообще очень долгая, даже многовековая память…
Очередное землетрясение местного масштаба состояло из двух частей. Первая обнаружилась рано-рано утром: сверхвнезапная проверка выяснила, что молоденькие милиционеры, несущие круглосуточный караул в Сити-чесс возле коттеджа, предоставленного болгарской делегации, спали, обнимая свои автоматы и прижимая локтем пистолеты. Конечно, с точки зрения уставов это ужасно. Но со времен моей молодости я лично твердо придерживался общепринятого в нашей университетской среде правила: «Солдат спит – служба идет». В Элисте же это нарушение армейско-милицейской дисциплины смягчается еще и тем, что даже в разгар «туалетной битвы» никому и в голову не пришло пожаловаться на возможную агрессию болельщиков или кого бы то ни было в адрес участников матча…
Сгоряча заснувших милиционеров даже задержали, вскоре – отпустили. Разумеется, порядка ради им «отвесят» сколько-то начальственного гнева, но…
Более громкий залп артподготовки грянул с болгарской стороны, заподозрившей возможность каких-то неведомых психотропных атак из зрительного зала или бог весть откуда. Такие средства в природе существуют давно, достаточно вспомнить документальные кадры из художественного фильма «Мертвый сезон»: подопытные жертвы фашизма там едят траву и вообще теряют человеческий облик. Чисто теоретически можно предполагать в сегодняшнем научно продвинутом обществе все, что угодно: облик, к примеру, останется в порядке, а действия могут оказаться неадекватными. Но не проще ли тогда вообще забыть про шахматы и переключиться на сочинение разных ужастиков, имеющих в основе древнюю и мудрую Игру. К тому же это сулит более серьезную выгоду: ведь в Голливуде за удачный сценарий с применением «новейших» открытий платят куда весомее, чем за матч на первенство мира…
Но, может, хватит о всевозможных вокругшахматных ветрах, несущих на доску не лучшие ароматы? Мне лично это уже надоело хуже горькой редьки. В особенности когда на свете все еще – или пока еще? – существуют Шахматы.
МГНОВЕНИЯ, МГНОВЕНИЯ, МГНОВЕНИЯ…
Сколько же было в истории ситуаций, когда судьба многонедельной, а то и многомесячной борьбы решалась в последнем туре?! Именно на последних метрах дистанции юный Михаил Таль дважды становился чемпионом СССР, а Гарри Каспаров в Севилье сохранил свою шахматную корону. Для этого им нужны были только победы. Владимира Крамника и Веселина Топалова, как вы знаете, друзья, в крайнем случае устраивала и ничья, но белый цвет фигур настоятельно требовал от россиянина активных действий.
Так проходили встречи 150, 100 и даже лет 60 назад. А потом черные научились либо защищать свой ферзевый фланг минимальными средствами, либо даже полностью бросать его на съедение сопернику и искать свое счастье в контратаке на другом участке доски. Контратаке особенно привлекательной потому, что она направлена непосредственно против белого короля.
Надо ли сомневаться в том, что для Топалова приемлем только такой вот «второй» путь?! Подтверждение мы получили менее чем через полтора десятка ходов.
29.Фf8.
Логичнее все же выглядит 29.Ла8 или даже 29.Лf8, не расставаясь со своим боевым авангардом. Очередное упрощение стремительно ведет партию к ничейному исходу.
29…Л:b8 30.Ф:b8 Фf7 31.Фс8 Фh5 32.Kpf1 Kd2+ 33.Kpe1 Kc4.
Итак, красиво, но бесполезно стоявший на е4 черный конь покинул свое пастбище и с темпом перебрался на менее красивое, зато куда более полезное место: он прикрывает пешку с6 от фронтального нажима белой ладьи. Впрочем, ненадолго: как уже сказано, боевые силы соперников истощаются.
34. Сf1 Лf6 35.C:c4 dc 36.Л:с4 Ф:h2, и через десяток ходов черные, пожертвовав ладью, объявили вечный шах белому королю. Впрочем, прибегать к таким красотам было совсем не обязательно…
В ОДНОМ «СТАКАНЕ», НО ПОРОЗНЬ
Это – об интервью, которые участники дают журналистам в одном и том же зале, но – в отдельности друг от друга. Серьезного разговора о содержании 12-й шахматной партии не было – она не содержала для профессионалов особых тайн. Поэтому ограничусь только ответами гроссмейстеров на мои собственные вопросы.
Владимир Крамник сказал, что сегодня дебютная подготовка зашла так далеко, что бросаться врукопашную нет большого резона: черные имеют больше шансов на уравнение, чем белые – на перевес. И поэтому перегибать палку незачем: стратегия белых в 12-й партии была нормальной, черные лишь ход в ход сохраняли примерное равновесие.
Затем я напомнил ему, что в Лондоне во время матча с Каспаровым за корону можно было уловить систему в переодевании Владимира (для тех, кто забыл: перед самым поединком Крамник отправился в магазин и, к удивлению английских продавцов, купил там сразу четыре костюма разных цветов – это «жертвоприношение» позволило ему, как известно, тот матч выиграть), а вот в Элисте никакая закономерность не просматривается. Изрядно повеселев, российский гроссмейстер поведал, что в последней трети матча ведет сплошные эксперименты, соединяя различные брюки и даже джинсы с различными пиджаками. Исследование это продолжается, и о КПД его можно будет судить лишь после завершения тай-брейков.
По мнению же Веселина Топалова, отгремевшая «туалетная война» и ее отголоски на шахматах отразиться не могут: так было всегда, нынешний эпизод – не исключение.
А особенности предстоящего заключительного и с моей точки зрения совершенно сумасшедшего дня оставим на завтра. Могу только добавить, что пожелал бы в «шкуре» именитых гроссмейстеров оказаться не им, а злейшим собственным врагам. Если вдруг такие обнаружатся. Потому что играть так называемый шахматный Армагеддон (это когда у одного участника – белые фигуры и лишняя минута на обдумывание, зато ничья – в пользу черных) – это сжечь не сотни и не тысячи, а миллионы собственных нервных клеток. Которые, как известно, не восстанавливаются.
КРАМНИК – ТОПАЛОВ. 12-Я ПАРТИЯ
1. d4 d5 2. c4 c6 3. Кf3 Кf6 4. e3 Сf5 5. Кc3 e6 6. Кh4 Сg6 7. К:g6 h:g6 8. g3 Кbd7 9. Сd2 Сb4 10. Фb3 С:c3 11. С:c3 Кe4 12. Сg2 К:c3 13. Ф:c3 f5 14. O-O Фe7 15. c:d5 e:d5 16. b4 Кf6 17. Лfc1 Кe4 18. Фb2 O-O 19. b5 Лac8 20. b:c6 b:c6 21. Фe2 g5 22. Лab1 Фd7 23. Лc2 Лf6 24. Лbc1 g4 25. Лb2 Лh6 26. Фa6 Лc7 27. Лb8+ Крh7 28. Фa3 Лb7 29. Фf8 Л:b8 30. Ф:b8 Фf7 31. Фc8 Фh5 32. Крf1 Кd2+ 33. Крe1 Кc4 34. Сf1 Лf6 35. С:c4 d:c4 36. Л:c4 Ф:h2 37. Крe2 Фh1 38. Лc5 Фb1 39. Фa6 Фb2+ 40. Крf1 Фb1+ 41. Крe2 Фb2+ 42. Крf1 Лh6 43. Фd3 g6 44. Фb3 Лh1+ 45. Крg2 Лh2+ 46. Кр:h2 Ф:f2+ 47. Крh1 Фf1+ 1/2:1/2