Крамник не любит сериалы. Чемпион мира выступает против матча-реванша с Веселином Топаловым
ШАХМАТЫ
Эту пресс-конференцию хотели заполучить ведущие агентства мира. Но Владимир Крамник выбрал для первого общения с журналистами после триумфа в Элисте старенький добрый ЦДШ – Центральный дом шахматиста.
За четверть часа до начала организаторы понимают, что супераншлага не избежать, и начинают заносить в зал дополнительные стулья. Представляя участников, ведущий пресс-конференции старается выдерживать необходимый официоз:
– Володя, простите, Владимир. А я даже не знаю вашего отчества. (Из зала идут десятки подсказок: Борисович!) Еще раз простите, Владимир Борисович Крамник – чемпион мира!
– Что думаете о предложении Топалова провести матч-реванш в Софии?
– Об этом я услышал сегодня по радио. Считаю, что в таком случае у нас будет многосерийный сериал: он хочет матч-реванш, потом я захочу… При всем моем уважении к Веселину, скажу, что есть немало гроссмейстеров, которые тоже хотят побороться за корону чемпиона мира, – Леко, Ананд… Я, кстати, твердо выступаю за классическое определение победителя в ходе матчей. Это наиболее удачная схема. Как действующий чемпион мира я постараюсь помочь ФИДЕ выстроить единственно правильную схему.
– Как вы относитесь к тому, что чемпион мира определился в матчах с укороченным контролем времени?
– Я считаю, что выиграл и матч в классические шахматы – 6:5. По остальному у меня нет никаких комплексов. Не бросать же монету! А за 25 минут два сильных шахматиста могут сыграть очень приличную партию.
– «Туалетный» скандал сильно выбил вас из колеи?
– Конечно, нелегко было собраться. Когда тебе отказываются подать руку перед началом партии, это называется прямым оскорблением! Я понимал, что соперники не остановятся, и решил не выходить на пятую партию. Ничего наперед тогда я просчитать не мог. Это была обычная человеческая реакция.
После этих слов главный судья матча Герт Гийсен, достав какой-то пакетик, говорит:
– Вот эту подозрительную штуку мы обнаружили в кармане Владимира при обыске в Элисте, и я сейчас отдаю ее ему.
Все журналисты напряглись, а таинственным предметом оказалась обыкновенная пуговица!
– Карпов и Каспаров призывали вас прекратить матч… – продолжают журналисты «допрос» Крамника.
– Это легко говорить, наблюдая за матчем со стороны. Они же не прекращали играть, хотя сложных ситуаций у этих гроссмейстеров было предостаточно.
– Как могло произойти, что весь апелляционный комитет состоял из приятелей менеджера вашего соперника?
– Про двоих такое могу сказать точно. Но состав комитета утверждается ФИДЕ и не обсуждается участниками матча. Хочется, чтобы ФИДЕ в таких матчах больше полагалось на профессионалов.
– О чем думали в первые секунды после победы?
– Я сразу бросился успокаивать свою команду. Хотя в похожих случаях обычно это делают они. Поэтому было не до мыслей.
– Как вам удавалось выкроить время на то, чтобы посмотреть футбольные матчи сборной России и Лиги чемпионов?
– А как их можно пропустить? Когда показывали футбол, вся моя команда откладывала в сторону шахматные доски и собиралась у телевизора.
– Вы не хотите получить высшее образование по примеру шахматистов старшего поколения?
– Оно не является для меня самоцелью. Но если играешь в крупных турнирах с 16-летнего возраста, получить высшее образование крайне сложно, если, конечно, не покупать диплом. Я занимаюсь самообразованием с самого детства, и оно заменяет мне учебу в вузе.
– Как вы оцените организацию матча?
– Все было великолепно! Нам был предоставлен трехэтажный коттедж. А какое было питание!.. Жаль, я во время матчей сижу на диете, а вот моя команда отрывалась по полной!
– Будет ли Правительство РФ ходатайствовать о награждении Владимира Крамника правительственными наградами? – вопрос президенту Российской федерации шахмат и вице-премьеру Правительства РФ Александру Жукову.
– Не буду выдавать все секреты, но такие мысли есть.