Крамник повеселел
ШАХМАТЫ
Третья партия матча Крамник – Дип Фриц завершилась вничью. Компьютер по-прежнему ведет в счете 2:1. Четвертая партия состоится сегодня.
КОНЬ СМОТРЕЛ НЕ ТУДА?
– Артур, может быть, вы можете как-то объяснить происшедшее во втором поединке (напомним, Владимир Крамник не увидел мата в один ход и проиграл. – Прим. ред.)? – перед началом третьей партии обращаюсь к международному гроссмейстеру Артуру Юсупову.
– А как можно объяснить несчастный случай? Единственное, что приходит в голову, – конь стоял на доске не так... Знаете, лично я всегда ставлю на доске коня так, чтобы он смотрел точно вперед... Так вот, мне показалось, что конь отвернул свою «морду» от короля – и фортуна также отвернулась от Владимира. Шутка, конечно, но... другого объяснения просто нет.
– Честно говоря, ничего подобного припомнить не могу, – говорит международный гроссмейстер Эльмира Мирзоева. – Были, конечно, знаменитые «зевки» в три, в четыре хода. Совсем недавно, в Элисте, были «зевки» довольно невероятные. Но там зевались фигуры... Нет, по-моему, в истории современных шахмат это первый случай, когда чемпион мира зевает такой мат.
По дебюту третьей партии компьютер получает немалое преимущество. А потом потрясает всех, пойдя на позиционную жертву пешки, чего за машинами обычно не водится. Но Крамник тоже играет здорово. Точными ходами человек утихомиривает разбушевавшуюся машину и к 40-му ходу – первому контролю времени – добивается этюдно-ничейной позиции. А еще через четыре хода неибежное равенство признает и компьютер.
Выглядит Крамник действительно отлично – ну совсем другой человек! И общается с прессой совсем по-другому – не вынужденно-мучительно, а бодро, весело и, похоже, с удовольствием.
СЧЕТОМ НЕДОВОЛЕН. ИГРОЙ – ВПОЛНЕ!
– Как мне спалось после второй партии? Хорошо спалось, хорошо. Проглотил пилюлю и спал без проблем (конец ответа звучит уже под громкий хохот журналистов). На следующий день прогулялся немного, а больше ни на что времени и не было – минимум восемь часов просидел за компьютером, готовился...
– Как же тогда получилось, что белым пришлось защищаться?
– Видимо, не очень удачно подготовился. И к десятому ходу получил худшую позицию. О выигрыше пришлось забыть и аккуратно защищаться. И, за исключением дебюта, мне себя винить не в чем – играл я, кажется, очень неплохо.
– Как вам удается противостоять машине? Компьютер просчитывает 10 миллионов вариантов в секунду. А вы сколько?
– Никогда не пытался это выяснить. Зачем? Для шахматиста единственный шанс против компьютера – не скорость, а глубина расчета. Считать нужно очень глубоко и далеко. А уж с какой скоростью я это буду делать – совершенно непринципиально.
– Володя, вы готовились и готовитесь играть против конкретной программы. А Дип Фриц, как вы думаете, тоже готовится конкретно против Владимира Крамника?
– Ну конечно! То, что компьютер готовили именно под меня, – совершенно очевидно. Причем у меня на подготовку было две недели, а у Фрица – полгода! Было бы у меня хоть на пару недель больше, такую позицию, как сегодня, я по дебюту, возможно, не получил бы. Но что делать, что жаловаться – надо готовиться и играть!
– Играть и выигрывать?
– Если бы не мой странный зевок в предыдущей партии, счет был бы, как минимум, равным. Игра в целом тоже идет равная. Поэтому счетом я недоволен, а игрой – вполне. Компьютер очень силен, намного сильнее того, с которым я играл в Бахрейне. Он здорово играет, фантастически считает и пока практически не допускает никаких стратегических ошибок. И выиграть будет очень тяжело – не только матч, даже одну партию.
Понятно, что, обжегшись на молоке, Крамник дует на воду. А вот Артур Юсупов более оптимистичен:
– Компьютер, конечно, играет очень сильно, но... В первых двух партиях Крамник был ближе к победе именно потому, что компьютер допускал какие-то неточности в оценке позиции, иногда выбирал не самые лучшие ходы. Если Володя сумеет найти слабость машины, найдет ситуацию, которую компьютер неправильно оценивает, он может победить.
– Но хватит ли ему для этого трех оставшихся партий?
– Я остаюсь оптимистом.
3-Я ПАРТИЯ
ВЛАДИМИР КРАМНИК – ДИП ФРИЦ – 1/2 – 1/2
1. d4 Кf6 2. c4 e6 3. g3 d5 4. Cg2 dxc4 5. Фa4+ Kbd7 6. Фxc4 a6 7. Фс2 c5 8. Kf3 b6 9. Ke5 Kd5 10. Kc3 Cb7 11. Kxd5 Cxd5 12. Cxd5 exd5 13. O-O Kxe5 14. dxe5 Фc8 15. Лd1 Фe6 16. Фd3 Ce7 17. Фd5 Лd8 18. Фb3 Лxd1+ 19. Фxd1 O-O 20. Фb3 c4 21. Фс3 f6 22. b3 Лс8 23. Сb2 b5 24. Фe3 fxe5 25. bxc4 Лxc4 26. Cxe5 h6 27. Лd1 Лc2 28. Фb3 Фxb3 29. axb3 Лxe2 30. Cd6 Cf6 31. Cc5 a5 32. Cd4 Ce7 33. Cc3 a4 34. bxa4 bxa4 35. Лd7 Cf8 36. Лd8 Крf7 37. Лa8 a3 38. Лxf8+ Крxf8 39. Сb4+ Крf7 40. Cxa3 Лa2 41. Cc5 g6 42. h4 Крf6 43. Сe3 h5 44. Крg2. 1/2 – 1/2.