«Аэрофлот» стартовал в Москве, а Линарес в… Мексике!

В мире стартовали сразу два крупных шахматных соревнования
news

ШАХМАТЫ

В мире стартовали сразу два крупных шахматных соревнования. В Москве начался традиционный «Аэрофлот», а в мексиканской Морелии – первый круг знаменитого турнира, проводимого ежегодно в испанском Линаресе.

В самые крутые советские времена было модно называть «лужей»… Атлантический океан. «Там, за «лужей» – это в Америке, прокатиться в которую и посмотреть на «главное капиталистическое безобразие» было несбыточной мечтой многих. Теперь это помнят, наверное, лишь такие динозавры, как ваш покорный слуга. И пригодились эти воспоминания только потому, что практически одновременно по обе стороны Атлантики начались давно запланированные, давно ожидаемые и абсолютно непохожие турниры. Без которых шахматная жизнь планеты мгновенно бы потеряла многие свои краски.

В Москве на традиционный турнир «Аэрофлота» приехали 650 участников из 50 стран. 135 из них – обладатели высшего шахматного ранга (по крайней мере пока ФИДЕ не придумает что-либо иное: например, «вельтмейстер», что в переводе с традиционного для шахмат немецкого означает нечто вроде «мастер всего мира»). Кстати, пару лет назад «Аэрофлот» именно по количеству участвующих в нем гроссмейстеров попал в Книгу рекордов Гиннесса – их было тогда около 170.

Но ведь не так давно в российской столице финишировал аналогичный турнир Moscow Оpen-2007. Не перебежал ли он дорогу уже шестому по счету «Аэрофлоту»?

– Думаю, нет, – сказал мне исполнительный директор РШФ Александр Бах, для которого турнир – родное детище. – У этих соревнований разная направленность и разный облик. Мы – более профессиональны и более интернациональны, а прошедший турнир был сбалансирован между профессионализмом и массовостью.

И это действительно так. Год назад я рассказывал, но хочу повторить: именно Бах догадался использовать то, что зимние рейсы «Аэрофлота» летают полупустыми – свободные кресла он предложил бесплатно отдать шахматистам.

На турнир сразу прилетели даже те, кто на щедрые призы по силе своей игры почти не претендует, и дело закрутилось. Нынче еще одна новинка организаторов: сильнейшие разделены на группы А1 и А2, и в первой – почти все гроссы.

Это избавило от проклятия швейцарской системы – бесполезного стартового тура, в котором гроссмейстеры порой играют с кандидатами в мастера и перворазрядниками, и все по сути предопределено.

На сей раз среди 88 избранных слабых просто не было, и борьба началась с первой же минуты. Вот и не сумел рейтинг-фаворит «Аэрофлота» Владимир Акопян с его суперрейтингом 2700 выиграть у питерского гроссмейстера Валерия Попова.

И вообще многие стартовые ничьи по накалу боя походили, например, на поединок Татьяны Косинцевой с призером чемпионатов еще Советского Союза Артуром Юсуповым, попадавшим и в претенденты на мировую корону. Когда Косинцева-младшая белыми достигла перевеса, Артура спасли лишь жертва двух ладей и пешки за белого ферзя и возникшая кое-какая контригра против белого короля.

Впрочем, и выигрышей получилось немало: их добились победитель одного из прежних «Аэрофлотов» молдавский москвич Виорел Бологан, Юрий Якович из Самары, москвичи Александр Рязанцев и Владимир Белов (над Косинцевой-старшей), эстонец Яан Эльвест, китаец Ни Хуа… Словом, турнир в Москве расправил крылья.

…Все – за 2700, кроме одного. Это уже о другом турнире, там, за «лужей», в мексиканской Морелии. Строго говоря, о полутурнире. Просто с прошлого года легендарный испанский Линарес, этакий шахматный Уимблдон, первый свой круг подарил испаноговорящим мексиканцам. Тут и участников немного – всего восемь, зато у семерых – Веселина Топалова, Виши Ананда, Петера Леко, обладателя Кубка мира Левона Ароняна, наших Александра Морозевича и Петра Свидлера, 20-летнего Теймура Раджабова – рейтинг за 2700.

Чуть портит картину Магнус Карлсен, чувствительно побитый на ноябрьском Мемориале Таля в Москве и на январском Вейк-ан-Зее. Думаю, здесь картина повторится, и в ближайшее время козырять только своим юным возрастом норвежцу уже не удастся.

Новости. Шахматы