Их осталось восемь
ШАХМАТЫ
МАТЧИ ПРЕТЕНДЕНТОВ НА УЧАСТИЕ В ПЕРВЕНСТВЕ МИРА
СОБЫТИЕ ДНЯ
В Элисте продолжаются матчи претендентов на участие в чемпионате мира. После первого раунда из борьбы выбыла половина из 16 участников турнира. Четверо победителей второго раунда, который стартует сегодня, в сентябре отправятся на чемпионат мира в Мексике.
Как-то внезапно изменилась атмосфера в Доме правительства – так называется в Элисте здание, в который уже раз отданное шахматистам. Речь даже не о количестве столиков на сцене, которая в отличие от матча Крамника с Топаловым теперь лишена стеклянной занавески, мешавшей игрокам видеть зрительный зал и любые сигналы из него. Четыре шахматные доски – вполне достаточное поле боя, чтобы на нем разыгрывались сражения, не уступающие по своему накалу ни Аустерлицу, ни Бородино, ни Ватерлоо — к счастью, люди при этом не гибнут. Но дело в том, что число соискателей шахматной короны покинули колоритные фигуры.
Нет во втором этапе, например, 16-летнего норвежца Магнуса Карлсена, который перед матчем с Левоном Ароняном — между прочим, обладателем Кубка мира, — твердо верил в свой успех. Конечно, сказывается юношеский максимализм. Но не только он, а еще и созданная вокруг Карлсена на Западе несколько преувеличенная шумиха. А когда еще кружиться юной головушке, как не в 16 лет?
В результате даже собственноручно реанимировав после старта своего юного соперника, дав ему вздохнуть полной грудью, Аронян свой высочайший класс все же продемонстрировал. Теперь ему играть с Алексеем Шировым, чья судьба дольше всех висела на волоске.
КАК ШИРОВ КОНЯ ПАС
Развернуть свое «талевское» тактическое мастерство ему не позволял многоопытный англичанин Майкл Адамс, но на финише вдруг допустил ошибку начинающего спортсмена. Необходимую ничью Адамс начал «выпрашивать», сразу же уйдя в защиту. Естественно, упустил инициативу, потерял пешку, затем медлительный вроде бы конь Широва от души попасся на королевском фланге, съев там все три пешки черных. Тай-брейк в такой ситуации был уже предрешен.
Как, впрочем, и в упорнейшем единоборстве Бориса Гельфанда с Рустамом Касымжановым. Бывший минчанин — ныне признанный классик шахмат, удивительно глубоко их понимающий, но и чемпионом мира по версии ФИДЕ случайно стать почти невозможно. Рустам в свое время стал.
На исход их тай-брейка – а это быстрые шахматы — заранее бы можно было делать любые ставки. Молодость не помогла, Гельфанд победил. Теперь ему играть практически с ровесником: Гата Камский, правда, на десять лет удалялся от шахмат ради американского диплома адвоката, и совершенно бесследно это пройти не могло, но… Однажды Анатолий Карпов высказался в том смысле, что без такого антракта Гата, даже променяв советскую шахматную атмосферу на американское шахматное безвоздушье, стал бы чемпионом мира; еще раньше я предсказал такую же судьбу 18-летнему Борису. Однако, похоже, в этом случае мы с Карповым бабе Ванге и в подметки не годимся. Но то, что шахматы в этом поединке будут настоящие, – не сомневайтесь.
ЛЕКО ПОМОЖЕТ ТЕСТЬ
Не так давно Евгений Бареев выпустил в Москве свою книгу «Записки секунданта», где очень подробно рассказал о матчах своего подопечного Владимира Крамника, в том числе и с венгром Петером Леко. Теперь на Леко войной идет уже сам Женя.
Для того чтобы попасть на Леко, Барееву понадобилось почти полностью возвратить долг лучшей шахматистке всех времен и народов Юдит Полгар: некогда он ей частенько проигрывал, а в матче победил весьма уверенно, хотя и понадобились для этого все шесть партий.
Фаворита в новом единоборстве назвать очень трудно. Конечно, Бареев гораздо лучше знает своего соперника, чем Леко его самого. К тому же Петер относительно легко взял верх над старейшим претендентом Михаилом Гуревичем, а погасить инерцию легкого успеха — дело довольно трудное.
Правда, на стороне Леко тренер и тесть по совместительству Аршак Петросян, который сражался с Бареевым еще в юношеских советских турнирах… Словом, можно ожидать, что сюрпризы здесь ждать себя не заставят.
И, наконец, российская междоусобица — москвич Александр Грищук и казанец Сергей Рублевский. Оба — олимпийские чемпионы в составе сборной России, оба взбирались на высшие шахматные турнирные вершины. Наконец, оба — молодые отцы, а их жены — гроссмейстеры, да еще какие! Только вот к элистинскому матчу все это прямого отношения не имеет. Здесь будет борьба талантов и… характеров. Кто сумеет навязать сопернику свою шахматную волю, тот и пан.
После тай-брейковского сумасшествия, когда впору пить уже не шампанское в честь победы, а валерьянку стаканами ради успокоения нервов, участники получили денек отдыха. Сегодня они начинают свой бой, чтобы завершить его уже в сентябре в Мексике на двухкруговом чемпионате мира. Последним перед возвращением к восстанавливаемой системе матчей, начавшей свое существование в шахматном мире почти 130 лет назад.
К слову, ни футбольных чемпионатов, ни хоккейных и разных прочих, ни даже ООН на свете еще не было. Так что, не оспаривая Библию, в которой сказано «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», может быть, есть смысл допустить, что затем появились и шахматы…