Чемпион против чемпиона. В четвертом туре встретились чемпионы мира по классическим шахматам и по блицу
ШАХМАТЫ
ЧЕМПИОНАТ МИРА
СОБЫТИЕ ДНЯ
В Мексике продолжается первенство мира по шахматам. Вчетвертом туре жребий свел двух россиян – Владимира Крамника и Александра Грищука, чемпиона мира в классических шахматах и чемпиона мира по блицу.
ПОЛОТНО И МАЛЕНЬКАЯ СОБАЧКА
Верстовые столбики на турнире – это выходные дни. Их очень ждут, потому что только они позволяют, не задумываясь о насущном вечере, остановиться в мыслях, оглянуться, сделать какие-то выводы, внести коррекцию в свое шахматное поведение. Опытные бойцы знают, как это делать, и поэтому всякие познавательно-развлекательные мероприятия организаторов, намеченные на дни отдыха, в основном используются журналистами, переводчиками, компьютерными людьми, но только не игроками. Впрочем, чисто шахматной работе в их графике было запланировано определенное время, и ни секундой больше.
Все это – предельно понятно. Ведь даже лучшие в мире шахматисты – не автоматы, и в их игре, остроумной, находчивой, прокладывающей новые пути в шахматах, есть простые человеческие неточности. Что и великолепно! Что и ведет к изучению таких творений! Не случайно ведь у художников существует такой анекдот: в углу самого совершенного полотна обязательно ни к селу ни к городу должна быть помещена маленькая собачка. Чтобы, указав на нее, критики признали: «А все остальное – прекрасно».
Вот и в 4-м туре в поединке чемпиона мира по классическим шахматам Владимира Крамника и чемпиона мира по блицу Александра Грищука на шахматной доске возникла и даже заворчала маленькая собачка.
ШАХМАТЫ И БРИДЖ
Судьба мальчишки казалась предрешенной. Дед – академик, вице-президент Академии наук России. Бабушка – профессор. Отец и мать – тоже профессора. Сама семейная среда требовала продолжения династии химиков, тем более что и бог головушкой не обидел.
Но Саша Грищук выбрал шахматы. «Предки» не препятствовали, они справедливо считали, что заниматься нужно тем, что больше всего нравится. Да и успехи юноши к тому подталкивали (я так был просто польщен, когда Грищук сказал, что изучал одну из моих книг, посвященных взаимодействию тяжелых фигур: кажется, она была первой такой в мире), и в 16 лет мастером – даже не гроссмейстером! – был включен в сборную команду страны.
На Всемирной олимпиаде он, наподобие Крамника, просто крушил соперников и с тех пор не покидал когорту лучших. Но в последнее время увлекся еще и бриджем: эта карточная игра, основанная не столько на везении, сколько на умении, тоже определяет своего чемпиона мира. В ней Саше до этого еще далеко, хотя пример доктора Эммануила Ласкера вполне может сиять путеводной звездой.
СЛОНЫ И ТРАВКА
Это стало ясно после первых же ходов, сделанных Крамником и Грищуком. Очень быстро на доске возникло каталонское построение, на 11 ходов Владимир затратил около трех минут, но… Даже такой созданный запас времени в шахматах не гарантирует дальнейшей безоблачной жизни, и Крамника как раз подвело то, что на последние три хода в первом контроле времени оставалось чуть менее трех минут. Правда, флажок на часах у Грищука оставлял Александру вообще секунды, и давно известно, что превосходно играть в блиц и превосходно играть в цейтноте – не одно и то же.
Но это – о критическом моменте борьбы. А до него Крамник блистательно использовал право первого хода, создал сильнейшее давление на ферзевый фланг соперника и…
Здесь белые, уже имеющие лишнюю пешку, могли форсированно выиграть путем 38.Фа2! Л:а5 39.Ф:а5 К:d4 40.Л:h5 K:e2+ (40…gh 41.Фg5+ Kpf8 42.Фс5+) 41. Крf1, добывая лишнюю фигуру. Однако времени на такой в общем-то несложный расчет уже не хватило. Последовало 38.Л:а7 К:а1 39.Ла8 Ф:а8 40. С:а8 Л:с5 41.dc Kpf8, и черные не без труда спасли возникший эндшпиль.
Такой результат явно огорчил Крамника. Еще и в связи с тем, что его «спутник» на старте Вишванатан Ананд черными довольно быстро перехватил инициативу у Александра Морозевича. Партнеры разыграли дебют молниеносно, затратив суммарно на 17 ходов лишь 20 минут. Но за эти мгновения Виши применил новую схему развития. Он ослабил позицию своего короля, практически оставил его в центре без пешечного прикрытия, зато сделал ставку на оккупацию важнейших пунктов в самом лагере белых. К тому же погибла одна из белых пешек, и, вероятно, не оставалось в мире шахматиста, кто поверил бы в спасение белых. А это означало, что единоличным лидером мог стать индийский гроссмейстер.
Только у москвича оказалось собственное мнение! Слоны белых метались по доске так, словно накушались какой-нибудь возбуждающей травки. Ананд же счел дело сделанным, и вот эти обстоятельства и помогли Александру спасти пол-очка. Так что на турнире сохранилось двоевластие.
Очень мирно протекала и так же закончилась за 24 хода встреча Свидлера с Гельфандом. А вот Аронян перевел дебют в партии с Леко после хода 1. с4 в сицилианскую защиту и получил перевес, сдавив центр соперника. Венгерский гроссмейстер попытался вырваться – пожертвовав фигуру за две пешки, а заканчивалась борьба в тот момент, когда обладатель Кубка мира имел ни много ни мало лишнюю ладью. «Что же хорошего, если она лишняя?» — спросила меня эдак с полвека назад любимая девушка, и моя страсть к ней сразу приуменьшилась. В шахматном мире все понимают правильно, и Леко сдался.
МЕХИКО (МЕКСИКА). 4-Й ТУР
Аронян (Армения) – Леко (Венгрия) – 1:0. Крамник (Россия) – Грищук (Россия) – 0,5:0,5. Морозевич (Россия) – Ананд (Индия) – 0,5:0,5. Свидлер (Россия) – Гельфанд (Израиль) – 0,5:0,5.
Положение после четырех туров: 1-2. Ананд, Крамник – 2,5 очка. 3-6. Аронян, Грищук, Морозевич и Гельфанд – 2. 7-8. Леко и Свидлер – 1,5.