Мирный мемориал

В Москве продолжается 2-й международный турнир «Мемориал Таля». Вчера состоялись игры третьего тура.
news

ШАХМАТЫ

В Москве продолжается 2-й международный турнир «Мемориал Таля». Вчера состоялись игры третьего тура.

Все-таки удивительно – сильнейшие из сильнейших, профессионалы из профессионалов, участники турнира (может быть, и не все, не знаю) относятся к нему по-особому: это сказали мне трое из трех, с кем поговорил на эту тему.

Таль при жизни категорически отрицал свое гипнотическое воздействие на людей, шутил: «Я гипнотизер на пенсии», но сейчас почему-то думается – нет дыма без огня. Были ведь и другие великие чемпионы мира – те же Ботвинник со Смысловым, Карпов с Каспаровым, но вдохновляет сильнее других все же Михаил Таль. Формально на старте мемориала все «по плану» и особых сюрпризов нет. Хотя нюансов – масса. Нюансов, уходящих от глаз болельщиков.

ОТЦЫ И ДЕТИ

Собирая мемориал, его организаторы за одну из основ приняли именно этот принцип, и состав участников очень точно разделяется по возрасту: 5 на 5. Ни в коем случае не по мастерству, хотя, естественно, молодым порой недостает выдержки (кое-кому из старших – тоже), но именно по возрасту.

Дальше, наверное, доказывать нечего: все же восприятие жизни – а шахматы ее отражение – у 20-, 22-летних и тем более у 17-летнего Карлсена иное, чем у тех, кому под 40. Иногда это чувствуется по построениям фигур на доске, иногда нет, но даю свою очень старую голову на отсечение: порой отцы, порой дети побаиваются друг друга. Если кто-то готов начать торговаться, чуть-чуть уступлю: остерегаются. Да как же иначе…

ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА КАДРОМ

Наверное, об этой позиции можно сказать: «И на солнце бывают пятна»

КАМСКИЙ – ГЕЛЬФАНД

У белых, как говорят шахматисты, здоровая лишняя пешка и мощный подвижной пешечный центр. Правда, одна из ладей стоит не слишком уютно, но это дело времени. Во всяком случае их перевес несомненен, и трудную борьбу за уравнение должны вести именно черные. Но…

27. е5? Сс4 28.Фb2 C:d5 29. Фb5.

Тут соперники согласились на ничью: пешек стало поровну, и хотя центр в уменьшенном составе сохранился, но стал блокированным, да и прийти в себя белым просто необходимо.

Так что, маленькая трагедия на доске, каких была тьма и каких еще будет миллион? Да. И одновременно нет: скорее – восстановление справедливости. Потому что, когда главный арбитр мемориала голландец Герт Гийсен пустил часы второго тура, за столиками оказались только девять участников. Не было Гаты Камского, и судья даже отправился его встречать. Дескать, не заблудился ли Гата в арбатских переулках, по которым ему нужно добираться из гостиницы на Садовом кольце в Центральный дом шахматиста на кольце Бульварном.

Минуты шли: 10, 15, 20, 25, Борис Гельфанд ждал своего соперника и… нервничал. Вроде бы ему нужно радоваться, а он, видимо, испытывал жуткий дискомфорт. Иначе не объяснить необычные для него маневры фигур, потерю пешки… И только потом случилось то, что вы видите. Без знания подобных нюансов игра гроссмейстеров была бы в этой партии не совсем понятна.

Или – другое. Хотите вы или не хотите, друзья, но участвующие в мемориале гроссы играют в шахматы лучше нас с вами. И никакая лекция, как утверждал незабвенный Остап Бендер, не способна изменить такое соотношение сил: мне кажется, стоит добавить – за одну минуту или за один час. То, что они видят на доске и учитывают в своих решениях, есть смысл сделать прозрачным.

ГЕЛЬФАНД – КРАМНИК

Секундой раньше белые имели лишнюю фигуру, но их слон оказался пойманным (во всем этом не было ничего неожиданного), материальное равновесие восстановилось, и по предложению Бориса была зафиксирована ничья. После чего оба участника отправились в пресс-центр держать отчет перед журналистами: во всех нынешних крупных соревнованиях такая акция включается в индивидуальные договоры организаторов с гроссмейстерами. Так вот: они показали восхитительный вариант, один из многих, которые видели. Борьба, в частности, могла продолжаться так: 31…cb 32.Л:b4 Лdd8 (о восьмой горизонтали черным нужно особо заботиться) 33.de Фd1+ 34.Kph2 Фf3 35.Лb2 Лd1.

Вроде бы черные попались в ловушку, поскольку следует 36.Ф:f8+! и после 36…Кр:f8 мат ладьей в два хода. Но… Находится оглушительное 36…Крh7!! (при желании можно и три восклицательных поставить), и мат все-таки получают белые.

ЗОНТИКИ И УШАНКИ

Позвольте на секунду отвлечься от шахматных очков, голов и секунд. Разумеется, сегодня невозможно повторение ситуации, когда на первый Московский международный турнир ровно (это важно) 82 года назад приехал мексиканец Карлос Торре, впервые в жизни увидел снег и получил от столь же изумленных организаторов шубу и шапку в подарок. Нынче гроссмейстеры одаривались… зонтиками. На жеребьевке они выбирали сей предмет, раскрывали его и узнавали свой номер в таблице. Верно, на дворе ноябрь. По календарю – осень, на деле – зима. Так, может быть, для жребия и пользы стоило использовать наши традиционные ушанки. Хотя бы типа тех, какими пользовались в Великую Отечественную. Говорят, они снова входят в моду…

Но давайте вновь вернемся в турнирный зал, блестяще отремонтированный, со своей уникальной (наверное, не одну тонну весящей) хрустальной люстрой, впервые устланный ковровым покрытием, приглушившим потому гулкое эхо.

За два тура лишь одна партия в нем принесла результат 1:0, все остальные завершились вничью. Это Петер Леко выиграл белыми у Алексея Широва, по стилю игры полностью впитавшего манеру своего учителя Михаила Таля. Он и книгу свою назвал, как и мы с Талем – «В огонь атаки».

Увы, здесь у любителя острых шахматных ощущений нет возможности потакать собственным желаниям. Черный слон атакован, без него перевес белых еще возрастет. После партии Леко сказал, что не сомневался в решении Широва: слишком хорошо знает своего соперника. И тот, продумав всего лишь минуту, решился на жертву отчаяния.

20…С:d4 21.cd Ф:d4 22.Ka5 Фd2 23.Cb3 Ke5 24.Kc4! K:g4 25.K:d2 Л:b4.

Материальное равновесие формально восстановлено – три пешки за фигуру, но, во-первых, пока пешки не так дороги, а во-вторых, это только на минуточку.

26.Лfc1 Ke5 27.Л:c7 g5 28.Cd5 g4 29.K:e5 de 30.Ле7.

Белые начинают свою обильную трапезу, и черные сдались, позволив Леко (как выяснится после второго тура) быть во главе таблицы.

В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ

Однако третий тур все изменил. Он закончился, когда в печать почти ушли эти строки, и получился абсолютно не похожим на своих предшественников. Уже три победы вписаны в таблицу: Мамедьяров красиво выиграл у Иванчука, Камский в цейтноте зевнул фигуру Широву, Карлсен взял черными верх над Яковенко и лишь встреча Алексеева с Гельфандом закончилась миром. На сцене оставался лишь Крамник, пытающийся реализовать свой перевес над Леко. И он это сделал!

СТАТИСТИКА

1-й тур. Алексеев (Россия, рейтинг ФИДЕ – 2716) – Иванчук (Украина, 2787) – 0,5:0,5. Камский (США, 2714) – Гельфанд (Израиль, 2736) – 0,5:0,5. Крамник (Россия, 2785) – Карлсен (Норвегия, 2714) – 0,5:0,5. Леко (Венгрия, 2755) – Широв (Испания, 2739) – 1:0. Яковенко (Россия, 2710) – Мамедьяров (Азербайджан, 2752) – 0,5:0,5.
2-й тур. Гельфанд – Крамник – 0,5:0,5. Иванчук – Яковенко – 0,5:0,5. Карлсен – Алексеев – 0,5:0,5. Леко – Камский – 0,5:0,5. Широв – Мамедьяров – 0,5:0,5.
3-й тур. Алексеев – Гельфанд – 0,5:0,5. Мамедьяров – Иванчук – 1:0. Яковенко – Карлсен – 0:1. Камский – Широв – 0:1. Крамник – Леко – 1:0.
Положение участников. 1-3. Крамник, Карлсен, Мамедьяров – по 2 очка. 4-7. Алексеев, Гельфанд, Леко, Широв – по 1,5. 8-10. Иванчук, Камский, Яковенко – по 1.

Сегодня, 13 ноября, в 4-м туре встречаются: Леко – Алексеев. Камский – Крамник. Гельфанд – Яковенко. Карлсен – Мамедьяров. Широв – Иванчук.

Новости. Шахматы