«Отцы» победили «сыновей»
ШАХМАТЫ. КУБОК МИРА
Определились финалисты Кубка мира в Ханты-Мансийске. Ими стали Гата Камский и Алексей Широв.
…Не обойтись мне без короткого экскурса в прошлое.
Жил когда-то в Ростове известный в послевоенные годы шахматист Леонид Радченко. Теоретик, к чьим рекомендациям прислушивались и гроссмейстеры, сильный кандидат в мастера, которого побаивались мастера.
Но время шло, работало на юных, и в одном из турниров, где играл и я, Леня был буквально разгромлен 15-летним чебоксарцем Володей Сергиевским – будущим чемпионом России. Радченко, как и положено, поздравил партнера, встал, медленно смешал фигуры на доске и вдруг очень задумчиво произнес: «Все же я не верю в молодые таланты». Мы рассмеялись и с ним не согласились. Наверное, потому что сами были молоды…
С Радченко нельзя согласиться и сейчас, когда в обоих полуфиналах Кубка мира в Ханты-Мансийске молодые таланты потерпели поражение. Магнус Карлсен, измотанный донельзя длинной дистанцией, уступил Гате Камскому, так сказать, в основное время, то есть в классических шахматах. Конечно, в победе ленинградского американца больше заслуг его самого, но и 17-летний норвежец играл чуть ниже своего обычного уровня.
17… Ле6.
Хорошо известно, что ладья на 6-й горизонтали отлично выполняет функции по защите своего короля, но… явно не читал молодой гроссмейстер нашу с Михаилом Талем книгу под названием «Атака». Там Таль предложил ввести новый термин, заимствовав его из хоккея. Вбрасывание — это приближение какой-то фигуры к позиции черного короля даже без совершенно определенной цели. Куда она потом будет пожертвована, покажет время, но ход этот бывает очень и очень опасным.
Вот потому-то Магнусу нужно было сыграть 17…g6, не пуская на свой пятачок белого коня.
18. Кh5! Лае8 19. Лае1 а5 20. Фg4 Лg6.
Если бы черные попытались увести своего короля в угол, то очень сильным выглядит второе вбрасывание — 21.Кg5.
Теперь же белый конь бросается не вперед, а идет назад, и это решает судьбу партии.
21. Кf4! Л:g4 22. К:d5 Лg6
Здесь можно было довольствоваться взятием пешки с7, но Камский стремится к большему.
23. g4! Лd8 24. Кf4 Лh6 25.g5 Ле6 26. К:е6 fе. Через два десятка ходов — без малого — белые реализуют лишнее качество.
В другом полуфинале молодость вполне могла победить. Тот же 17-летний Сергей Карякин в одном из поединков с многоопытным Алексеем Шировым имел заметный перевес, однако… то ли Сережа слишком боялся его расплескать, то ли переволновался вблизи финала, только он растерял свое преимущество и вынужден был направиться в тай-брейк. Причем у Карякина он был третий по счету, у Широва — первый. Так что Алексей по ходу долгой и трудной гонки имел куда больше выходных дней.
Перебой получился быстротечным. Белыми фигурами в быстрой игре Карякин ничего не добился, а черными применил в испанской партии знаменитую контратаку Маршала с жертвой двух пешек. Одну он, правда, отыграл, но при этом вынужден был разменять ферзей и перейти в эндшпиль, который Широв, игрок острокомбинационный по своему шахматному мировоззрению, провел весьма технично.
Итак, финал: Камский — Широв. Гроссмейстеры почти ровесники, Алексей на два года старше, ему 35, но оба уже бывали почти на самой вершине шахматного Олимпа. Чьи шансы предпочтительнее в матче из четырех партий? Давайте поговорим об этом в следующем обозрении, посвященном Кубку мира.