Финал-загадка
ШАХМАТЫ
КУБОК МИРА
В Ханты-Мансийске стартовал финальный матч Кубка мира. Авторитетные эксперты оценили шансы Алексея Широва и Гаты Камского, которые первую партию своего решающего спора свели вничью.
Давши слово, держись – требует пословица, и потому, прежде всего, хочу рассказать о перспективах финалистов Кубка мира. Матч из четырех партий, конечно, подвержен случайностям. И тем не менее он не столь уж быстротечен. Поэтому эксперты все же рискнули на этот раз ответить на вопрос вашего покорного слуги, чьи же шансы предпочтительнее и почему?
Гроссмейстер Юрий Авербах, «вице-старейшина» мирового шахматного сообщества (на 10 лет убежал от него 95-летний венгро-советский мэтр Андрэ Лилиенталь, в свое время писаный красавец и первый сердцеед Европы. – Прим. ред.): «Очень хотелось бы, чтобы победил Широв. Он ведь по-настоящему талантлив, многое впитал в юности от Михаила Таля, но очень неустойчив в жизни. И в шахматах. Хотя всего четыре партии финала полной определенности дать не могут, возможны любые неожиданности, но в Ханты-Мансийске его игра, похоже, озарена ровным светом».
Гроссмейстер Сергей Шипов с места поединка: «Оцениваю шансы как 55:45 в пользу Широва. Он выглядит на Кубке в шахматном отношении лучше, чем когда бы то ни было. Правда, и Камский играет блестяще, совсем как в молодые годы до своего 10-летнего тайм-аута в шахматах».
Гроссмейстер Сергей Загребельный, помогающий болельщикам разбираться в хитросплетениях фигур по Интернету, думает примерно так же, основываясь на счете прошлых встреч двух финалистов. Там Широв ведет: 6 побед, 2 поражения и 7 ничьих.
Гроссмейстер Сергей Макарычев, комментатор канала «НТВ-Плюс»: «Творческий потенциал у обоих гроссмейстеров высок, но все же мне кажется, что шансы Камского выше, пусть даже на полкопеечки. В Ханты-Мансийске он находится со своим новым секундантом, гроссмейстером Эмилем Сутовским, и, по словам Гаты, ему сейчас не надо плавать в дебютах, круто разработанных во время его долгого отсутствия в шахматах».
Гроссмейстер Юрий Разуваев, председатель комиссии Международной шахматной федерации: «В принципе это два загадочных человека. Они очень много играют, и успехи вместе с неудачами зависят от текущей формы гроссмейстеров. Вот в Москве на недавнем Мемориале Таля Широв играл не столько сильно, сколько интересно. А Камский – сильно, в миттельшпиле и в эндшпиле.
Кто победит в розыгрыше Кубка – угадать невозможно. Но Камский в наиболее ответственный, критический момент способен показать все, на что способен, – так, как это сделал Гарри Каспаров в 24-й партии матча за корону с Анатолием Карповым в Севилье. Широв же человек настроения и порой не знает, что сделает через пять минут. Он способен как прыгнуть выше головы, так и упасть со всего размаха».
Вот так отзывались об участниках финала их коллеги-гроссмейстеры, когда на табло, образно говоря, счет был еще 0:0. После первой партии нули сменились на две половинки, и, откровенно говоря, так я и предполагал. Соперники втягивались в единоборство, пулеметно отбарабанили на доске по два десятка ходов: благо, испанская партия изучена глубоко и новинка однажды в ней была преподнесена Каспаровым на 35-м (!) ходу. До обострений дело не дошло, все свелось к примерно равному эндшпилю, так что даже показать сегодня что-то из этой партии я не могу. Но должен отметить существенное: Широв потерял один белый цвет фигур, а черными с Камским играть трудно.
И поэтому вместо диаграммы и шахматных ходов я расскажу вам, друзья, каким образом Широв попал в книгу «Рекорды в шахматах». Он играл матч с Владимиром Крамником, победитель должен был выйти на чемпиона мира Гарри Каспарова. Но у испанских организаторов матча денег было мало, и они решили: проигравший получит свой гонорар, а победителю, то есть Широву, деньги компенсируют в следующем бою. Все бы хорошо, но матч с Каспаровым не состоялся, и впервые в истории явно выиграл побежденный!