Везет, как первому призеру
ШАХМАТЫ
СУПЕРТУРНИР В ВЕЙК-АН-ЗЕЕ
Виши Ананд остается одним из главных соискателей первого приза в Вейк-ан-Зее.
Уже несколько раз, имея сомнительные позиции, Магнус Карлсен выходит сухим из воды. Вот этот случай в 10-м туре – пожалуй, самый яркий.
На позицию черных без слез взглянуть невозможно. Шахматисты, пользуясь вполне печатным жаргоном, называют такие положения трубой, жбаном, безнадегой, компотом, тухлятиной – список можно продолжить. А если к тому же у белых в обоюдном цейтноте есть все же лишняя минутка… Словом, во втором подряд поражении лидера никто не сомневался.
38. С:с7.
Был смысл и в ходе 38.Ле:b2, упрощая игру.
38…Сf5.
На безрыбьи – далее смотри в словаре Даля. Словом, хоть что-то делать надо…
39.Фе3?
После 39.Лh8+! и неизбежного размена ферзей борьба сразу заканчивалась.
39…Ф:d5+ 40.Kpg3 Kc4 41.Фf2??
Контроль пройден, надо останавливаться, оглядываться! И сейчас после 41.Фb3 Фh1 42.Ce5 белые выигрывали. Теперь же они попадают под слоново-конно-пешечную разгромную атаку.
41…Фd3+ 42.Kpg2 Ce4+ 43.Л:е4 Ф:е4+ 44.Крf1 Фd3+ 45.Фе2 Кd2+ 46.Kpe1 Kf3+ 47.Kpf1 K:h2+ 48.Kpe1 Cc3+ 49.Kpf2 g3+. Белые сдались, они теряют ферзя и затем получают мат.
На Люка после партии страшно было смотреть. И его былому подопечному Владимиру Крамнику так и не удалось успокоить своего секунданта. Назавтра в 11-м туре многим показалось, что Крамник сам будет нуждаться в успокоении. Ведь черными против давнего соперника Петера Леко он в традиционно спокойной русской партии вдруг пожертвовал фигуру, затем, восстановив равновесие, вынужден был для избавления от знаменитого «спертого мата» отдать качество, но еще одна жертва позволила ему, имея уже чистой ладьей меньше, объявить вечный шах.
Карлсен же, играя белыми с Анандом, «лез как на буфет» – это тоже из шахматного жаргона. Чемпион мира защищался по-чемпионски, не забывая по пути собирать все, что у белых «плохо лежало»...