Мамедьяров семь часов играл с Иванчуком
ШАХМАТЫ
МЕМОРИАЛ ТАЛЯ
На Мемориале Таля позади большая часть дистанции, впереди…
Дела давно минувших дней: некогда глава всего советского спорта с очень большими звездами на погонах потряс гроссмейстеров своим откровением: «Шахматы – это вам не волетбол». Опечатки тут нет, просто так говорил генерал-полковник. Осмелюсь развить его мысль и добавить, что шахматы – это и не домино, но в них тоже существует так называемая «рыба». Причем порой она идет косяком, как на нерест, даже в соревнованиях, для перемирий отнюдь не предназначенных.
Констатировать это легко, объяснить куда сложнее. Почему вот после бурного старта в выставочном зале ГУМа на Красной площади вдруг наступил почти мертвый штиль – об этом доподлинно знает только шахматная муза – частенько ее еще величают богиней – Каисса. Примерное равенство сил гроссмейстеров – это еще не повод для того, чтобы в третьем туре три партии, а в четвертом – все пять закончились вничью. Разве что наособицу стоят москвич Александр Морозевич и выступающий под испанским флагом Алексей Широв. Первый в основном выигрывает, второй почти все стартовые партии проиграл. И это будучи талантливейшим учеником шахматного волшебника Таля, наследником его головоломного стиля игры, ни Бога, ни черта за доской не боящегося! Но…
И раньше были прекрасные гроссмейстеры. Некоторые до первого поражения играли в одни шахматы, а после первого поражения – совсем в другие: в боксе это называют неумением держать удар. Сколько раз демонстрировал такую метаморфозу датчанин Бент Ларсен, возглавлявший сборную мира в матче против сборной СССР, или минчанин Виктор Купрейчик, одержавший на одном из чемпионатов Советского Союза рекордные пять побед подряд! В их компанию входит и Широв. Законный проигрыш на старте Владимиру Крамнику – а потом еще две неудачи подряд: шахматисты называют такие три поражения «длинной рокировкой», которая практически лишает второго призера прошлогоднего Мемориала шансов на успех. А Морозевич… В партии с Крамником он сделал то же самое, что и экс-чемпион мира в стартовых партиях: пожертвовал в дебюте пешку, завязал острейший, можно сказать, рукопашный бой (к слову, во многих армиях мира только за участие в рукопашной схватке солдаты и офицеры награждались специальной медалью) и взял верх.
После чего и захватил лидерство с 2,5 очка из трех.
Что же касается абсолютно «рыбного» четвертого тура, то супермиролюбия и отвратительных так называемых «гроссмейстерских ничьих» и там не было. Например, Шахрияр Мамедьяров с Василием Иванчуком «бодались» без малого семь часов! Только вот то ли звезды не так встали, то ли карты не так легли… И продвижение вперед на полшажка оставляет практически за всеми, кроме Широва, право мечтать о многом.
И все же от «рыбных» шахматных блюд лучше бы переходить к этакой испанской шахматной корриде, весьма кровопролитной.
3-й тур: Морозевич – Крамник 1:0. Леко – Широв 1:0. Вничью сыграли Пономарев с Мамедьяровым, Иванчук с Алексеевым и Камский с Гельфандом.
4-й тур: ничьи в партиях Пономарева с Крамником, Морозевича с Леко, Мамедьярова с Иванчуком, Алексеева с Камским и Широва с Гельфандом.
5-й тур: вничью сыграли Иванчук с Крамником, Морозевич с Шировым, Гельфанд с Алексеевым. Пономарев победил Леко, Мамедьяров – Камского. Лидирует Морозевич – 3,5 очка. У Пономарева, Иванчука и Мамедьярова – по 3.