Ничья на четвертом ходу. Выбрав разменный вариант славянской защиты, Крамник с самого начала нацелился на ничью
ШАХМАТЫ
МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА
Во вторник в Бонне стартовал матч на первенство мира между Владимиром Крамником и Виши Анандом. В первой партии соперники не рисковали, проведя разведку боем.
Погоды нынче на западе Германии стоят такие, что просто закачаешься! Сейчас бы по следам незабвенного «знатока шахмат» Остапа Бендера на пароход да по Волге!
Увы, Волги рядом нет. Есть, правда, Рейн, рассекающий тихий, уютный, зеленый Бонн почти напополам. Шахматы прописались неподалеку от рейнской набережной – в Боннском музее искусств.
ВЕСЕЛЫЙ КРАМНИК, ПЕЧАЛЬНЫЙ АНАНД
Впрочем, шахматные мотивы захватили, похоже, весь Бонн – очень уж экс-столица хочет хоть в чем-нибудь, а быть впереди Германии всей. А потому матч за мировую шахматную корону принимают здесь с немалой помпой. Даже футболисты всенародно любимой в Германии бундестим никогда не удостаивались чести оставить свой автограф в «Золотой книге Бонна», а вот Владимир Крамник с Виши Анандом там отметились! На то они и короли, хоть и шахматные, – рядом с подписями английской королевы Елизаветы II и других коронованных европейских особ их автографы смотрятся вполне уместно.
Да и на приеме в старинной Боннской ратуше Крамник с Анандом не выглядят чужеродно. Правда, настроение у них – хотя до начала матча еще почти сутки – почему-то разное. Владимир раскован, шутит, общается со знакомыми. Виши же тих и сосредоточен, кивает в ответ на приветствия, но, похоже, полностью ушел «в себя». Настроение его – под стать минорным мелодиям, которые исполняются – старина, так старина – на скрипке работы великого Страдивари. А когда на жеребьевке под колпаком-пирамидкой, которую он по праву чемпиона мира поднимает первым, оказывается черный король, на лице индийского гроссмейстера – на кратчайший миг, но очень отчетливо – отражается вся мировая скорбь. Крамник же, наоборот, улыбается еще шире – начинать матч белыми совсем не плохо!
– Все нормально, – говорит Владимир, когда корреспонденту «Советского спорта» удается на минутку усыпить бдительность его менеджера Карстена Хензеля. – Готов отлично, чувствую себя хорошо, ничем не болею, команда работает, все в порядке. Когда начнется матч, будет более ясно, что там с подготовкой, с формой. Но все должно быть хорошо. Я по крайней мере чувствую себя в полном порядке.
Вот у кого не все в порядке, так это у организаторов матча – не хватает главных гостей. Но кто же предполагал, что в шахматные дела вмешается финансовый кризис? Что заявленные в анонсах президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов и патрон матча, «главный любитель шахмат Германии» Пер Штайнбрюк вместо шахмат вынуждены будут заниматься делами куда более приземленными?
Увы, человек предполагает, а биржа располагает – и президент Калмыкии вместо Бонна отправился в Москву, где во вторник с утра был просто обязан присутствовать на совещании у премьер-министра Путина, а министр финансов Германии решал вопросы помощи немецким банкам в Берлине. В Бонне же вместо них отдувались экс-президент ФИДЕ Флоренсио Кампоманес и босс главного спонсора матча, корпорации «Эвоник индастрис», Вернер Мюллер – именно ему было доверено «право первого хода».
ОТ ФЕРЗЯ!
Зал Музея искусств забит под завязку! Если и понимаешь, что находишься на шахматах, а не на хоккее или гандболе, то только по почтительному, взволнованному молчанию зрителей. Волнуется и Крамник. Но под взглядами четырех сотен пар глаз и вспышками сотни фотокамер, спешащих запечатлеть момент открытия матча, держится молодцом.
Церемония не затягивается. Звучат гимны Индии, России и ФИДЕ – и вот уже пора двигать пешки. Вернер Мюллер, склонившись к Крамнику, спрашивает, какую именно пешку и куда, и двигает – от ферзя, на d4. Все – матч начался!
Соперники быстро делают первые ходы, потом начинают задумываться. Пока в партии не наступила хоть какая-то ясность, официальный комментатор матча гроссмейстер Артур Юсупов спешит выпить чашечку кофе.
– Прогноз? – удивляется Артур вопросу вашего корреспондента. – Что вы, какой прогноз! Оба соперника очень сильны и достаточно универсальны. Предсказать кому-то перевес в этой партии, как и во всем матче, никак не могу. Многие предполагают обилие ничьих – это вполне возможно, учитывая равенство сил соперников и их умение обороняться. Но я ничьих не боюсь – я боюсь коротких ничьих. Жду острой борьбы – и очень надеюсь, что она будет интересной, двинет шахматы вперед. Правда, оговорюсь – от первой партии ничего особого не ожидаю, она обычно – скорее разведка боем. А сам бой – впереди.
НЕВИДИМЫЕ МИРУ ТОНКОСТИ
Для подавляющего большинства любителей шахмат (гроссмейстеры, по словам Михаила Таля, тоже любители) борьба в стартовой партии матча завершилась на четвертом ходу.
КРАМНИК – АНАНД
Первая партия
4…cd 5. Cf4 Kc6 6. e3 Cf5 7. Kf3 e6 8. Фb3 Cb4 9. Cb5 0-0 10. C:c6 C:c3+ 11. Ф:с3 Лс8 12. Ке5 Кg4!? 13. K:g4 C:g4 14. Фb4 Л:с6!? 15. Ф:b7 Фс8 16. Ф:с8 Лf:c8 17. 0-0 a5 18. f3 Cf5 19. Лfe1 Cg6 20. b3 f6 21. e4 de 22. fe Лd8 23. Лd1 Лс2 24. е5 fe 25. C:e5 Л:а2 26. Ла1 Л:а1 27. Л:а1 Лd5 28. Лс1 Лd7 29. Лс5 Ла7 30. Лс7 Л:с7 31. С:с7 Сс2 32. С:а5 С:b3. Ничья.
Что ж, потерян белый цвет? Безусловно. Но вот что думает гроссмейстер Евгений Бареев, многолетний секундант Крамника – в том числе и в победном матче за корону с Каспаровым.
– Не вижу необходимости драматизировать события. Во-первых, и в этом относительно мирном дебютном варианте есть немало тонкостей: они могут проявиться и в другой раз. Во-вторых, усыпить бдительность соперника, несколько ослабить его боевой настрой – тоже важно. В-третьих, матч не столь уж короток: все-таки 12 партий, и белые фигуры нельзя расценивать на вес золота. Вспомните: Петер Леко, входящий ныне в команду Володи, в матче с ним поначалу отдал два белых цвета, а сравнивать счет на финише пришлось все же Крамнику.
P.S.
Вчера поздно вечером гроссмейстеры завершили вничью и вторую партию матча. Подробности – завтра.