Конспираторы. Команды Крамника и Ананда живут в обстановке строгой секретности
ШАХМАТЫ
МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА
ВЛАДИМИР КРАМНИК (РОССИЯ) – ВИШВАНАТАН АНАНД (ИНДИЯ) – 1,5:2,5
Чтобы на шахматы, как на игру бундеслиги, спрашивали лишний билетик?! Много чего довелось повидать, но такого! Слышал, конечно, то ли быль, то ли легенду о том, как в Москве любители шахмат брали штурмом Колонный зал, но когда это было? Вообще-то организаторы еще до старта радостно потирали руки, сообщив, что больше половины недешевых (по 35 евро – сопоставимо со средней стоимостью посещения игр бундеслиги) билетов продано заранее. И открыто ликовали, когда в пятницу в зале на 400 зрителей осталось лишь 72 свободных места.
ВИНО «ШАХМАТНОЙ ВЫДЕРЖКИ»
Пробиваюсь сквозь немалую толпу жаждущих к служебному входу. Даже к спекулянтам обратиться не посоветуешь – не футбол все-таки, не завелись еще на шахматах «жучки». Впрочем, выход для безбилетников есть: можно приобрести билеты не в игровой зал, а в соседний, где в режиме нон-стоп ведут комментарий партий попеременно гроссмейстеры Артур Юсупов, Клаус Бишофф и Хельмут Пфлегер. Оно, кстати, и поинтереснее, и повеселее будет. Но многим вполне достаточно просто приобщиться к шахматной атмосфере – потусоваться в просторных холлах музея, где в ресторане и барах можно увидеть немало шахматных знаменитостей, а то и пообщаться с ними.
А уж такого изобилия шахматных книг и сопутствующих этой древней игре товаров не доводилось встречать нигде, кроме разве что голландского Вейк-ан-Зее. Причем продукция на любой кошелек: хочешь – комплект шахмат за восемь евро покупай, а хочешь – становись обладателем игровой доски с символикой матча и подлинными автографами Ананда и Крамника. Стоит такая роскошь всего ничего – 180 евро. Но покупатели, хоть в очередь и не выстраиваются, находятся.
Раскупают и шахматный винный набор: за 49 евро продается красивая коробочка с бутылкой белого сухого и бутылкой красного – как здесь шутят, «вино для королей». Вино самое настоящее рейнское, но в цене добрая половина – именно за этикетки с символикой матча.
Интересно, а вино тоже на память покупают или для более традиционного применения?
– А вот доедем до дома, там и разберемся! – смеется в ответ на мой вопрос Дитрих, инженер-электронщик 36 лет от роду, аккуратно укладывая в объемистую сумку сразу два винных набора. – Думаю, один комплект употребим в дело быстро – ждем визита друзей. А второй попытаюсь сохранить до той поры, пока сынишка подрастет да начнет в шахматы играть – тогда и выпьем за его первую победу.
Сынишке Дитриха Мануэлю – вот он на руках у мамы Хайди ждет главу семейства у входа в игровой зал – еще и полутора лет не исполнилось. Так что вино успеет приобрести настоящую коллекционную выдержку.
«БОЛЕЛЬЩИКИ-ГЕРОИ»
А вот выдержке некоторых немецких фанатов шахмат можно позавидовать уже сегодня: попробуй-ка в течение пяти-шести часов тихо просиди в зале, где по большому счету (я имею в виду – физически) не происходит почти ничего! Я бы таким энтузиастам, ей богу, звание «Болельщик-герой» тут же присваивал.
Правда, думаю, таких «героев» набралось бы немного – большая часть зрителей, благополучно пересидев начало очередной партии, устремляется из зала в кулуары. Крамнику с Анандом, впрочем, такая миграция публики совершенно не мешает: перемещается народ «шепотом», а увидеть какое-либо движение шахматисты не могут стопроцентно. Потому что игровую сцену отделяет от зрительного зала полупрозрачная сетчатая завеса.
Зачем она, понимаешь не сразу. Видно через нее сцену отлично. Да и со сцены зал просматривается неплохо. Но, как выясняется, только до той поры, пока не заканчивается обязательная перед каждой партией пятиминутная фотосессия. А потом включается специальная подсветка, и в глазах Крамника с Анандом зал превращается в туманную обезличенную массу.
Говорят, все это для того, чтобы не мешать шахматистам сосредоточиться. А к измышлениям отдельных злых языков, утверждающих, что главная функция сетки – исключить подсказки из зала, даже прислушиваться не хочется.
НИКАКИХ ОСМОТРОВ!
Параллельно с шахматным матчем в боннском Музее искусств развернута выставка «Рим и варвары». Представляю, какую пищу для каламбуров дало бы такое название, случись такое соседство во время скандально памятного матча в Элисте. А вот в Бонне – никаких ассоциаций. Соперники и их штабы ведут себя предельно корректно, не давая ни малейшего повода усомниться в «спортивности» борьбы.
Словом, какой там Рим, какие варвары! Противостояние за доской – это да. А все остальное – «миру мир»! Даже комнаты отдыха здесь не персональные, что стало в той же Элисте базой для приснопамятного скандала, а «белая» и «черная»: Крамник с Анандом перед каждой партией меняются не только цветом фигур, но и помещениями.
Кстати, что это за комнаты, как там шахматисты могут отдохнуть, никому не известно. Потому что никто не изучал этих комнат. Сетчатая завеса воздвигнута организаторами не только перед зрителями, но и перед прессой.
– Никаких осмотров! – пресс-офицер матча Рольф Беховиц стоит стеной. – И уже тем более никаких фото! Эти комнаты не зря «тихими» называются – никому, кроме шахматистов, там делать нечего! В бундеслиге в раздевалки тоже никого не пускают!
Не прав Рольф – в бундеслиге как раз пускают. Правда, не всех и не всегда, а только после больших побед. Что ж, подождем. Может, когда матч закончится, дойдет дело и до знакомства с закулисьем. Но кому это будет нужно после игры?
ОБЕТ НЕВЫЕЗДА
Боюсь, до того же момента не удастся пообщаться и с командами шахматистов.
Помощники Виши Ананда Рустам Касымджанов, Петер Хайне Нильсен, Радослав Войташек и Сурая Шехар Гангулы, похоже, дали обет невыезда. Если и покидают анандовское крыло боннского «Хилтона», то только ради того, чтобы позавтракать, пообедать и поужинать, да и в этих случаях что узбекский гроссмейстер, что его датский, польский и индийский коллеги с внешним миром практически не общаются.
– Давайте не будем пока беспокоить ребят, – вежливо, но твердо отвечает на просьбу об интервью с командой супруга и менеджер чемпиона мира Аруна Ананд. – У них сейчас такая нагрузка, ни на что, кроме работы, сил не остается. Вот после матча – пожалуйста!
Что тут очаровательной Аруне возразишь? Вот менеджер Крамника во время второй партии привел всю команду российского гроссмейстера к журналистам: спрашивайте, мол, общайтесь. И что из этого вышло? Только успели помощники Крамника Сергей Рублевский, Петер Леко и Лоран Фрессине очень осторожно сообщить, что «Крамник очень хорошо готов, он больше устойчив психологически, чем Ананд» и что «Владимир будет бороться за титул в любой ситуации», как в третьей партии бац! – и Крамник проигрывает белыми!
Шахматный люд суеверен. Так что, скорее всего, штаб Крамника тоже продолжит свою работу в условиях конспирации, а первый визит помощников российского гроссмейстера к прессе так и останется единственным.
Если только Владимир не перевернет быстро и резко ход матча в свою пользу.