Свидлера потеснили
СОБЫТИЕ ДНЯ. ШАХМАТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТУРНИРЫ
Россиянин Петр Свидлер замыкает таблицу после первого круга супертурнира, проходящего в китайском Наньцзине. А в Элисте на крупном международном шахматном турнире – Гран-при ФИДЕ впереди идут Дмитрий Яковенко и Вугар Гашимов.
Наверное, от фантастической картины залитой алыми тюльпанами бескрайней степи идет в какой-то мере яркокрасочное искусство Калмыкии, и на открытии в Элисте третьего этапа Гран-при ФИДЕ оно было предъявлено в полном объеме. Сразу же после этого сценического действа президент республики и международной шахматной федерации Кирсан Илюмжинов высказал предположение, что гроссмейстеры порадуют всех интересной игрой. Вряд ли будет иначе, но – потом, попозже, по мере врастания в борьбу. А вот на старте…
Один за другим пустели – и довольно быстро – шахматные столики: перемирия подписывались одно за другим. Кое-где спор затягивался, но результат оставался аналогичным. Лишь наш Дмитрий Яковенко очень четко исполнил идею того варианта, на который пошел его соперник китаец Ван Юэ, и реализовал свой пешечный перевес на королевском фланге: сдвоенная черная пешка на фланге ферзевом исполняла роль статиста и лишь формально поддерживала материальное равновесие. И еще в самой длинной партии тура, протянувшейся более чем на 90 ходов, бакинец Вугар Гашимов – помните, он победитель первого этапа Гран-при – сломил сопротивление украинца Павла Эльянова, включенного в Гран-при на одно из освободившихся мест. Что ж, оба победителя резво двинулись к достижению так называемой «ожидаемой» очковой нормы: у Яковенко она равна 7 очкам, у Гашимова – 6 с половиной. 7 очков, следуя математическим подсчетам международного арбитра и доцента математики Эдуарда Дубова, должен набрать и китайский шахматист, но теперь его задача становится труднее. К слову, самое высокое «ожидание» у венгра Петера Леко – 7,5 очка: этого требует его высокий коэффициент Эло, причем коэффициент не тот, что определяет ФИДЕ раз в квартал, а живой, текущий…
ОБИДНЫЕ ПРОСМОТРЫ
Тем временем на едином дыхании отыграли первый круг участники супертурнира в китайском Наньцзине: напомню, это один из этапов шахматного «Большого шлема». С 3 очками из 5 его завершили Левон Аронян, Бу Сянчжи и Веселин Топалов. Определился, к сожалению, и явный неудачник — это наш Петр Свидлер. У него давно уже отличные выступления чередуются с провальными, блистательные, очень глубокие по содержанию партии – с необъяснимо ошибочными. Не выступая эдаким доктором и не выписывая спасительных рецептов, могу только констатировать: подобные черно-белые полосы шахматной жизни встречались у самых именитых гроссмейстеров прошлого, включая чемпионов мира.
Но взгляните, пожалуйста, сами: до чего обидные просмотры допускает 5-кратный чемпион России.
Позиция Свидлера, играющего белыми, очень и очень недурна. Но он вдруг затевает маневр, упустив из вида прекрасные защитные реплики Сергея Мовсесяна, выступающего под флагом Словакии.
26.Сg4? h6!!
Нарушая взаимодействие белых фигур и оборачивая связку черного ферзя себе на пользу.
27.Л:f5 Фg7!!
На минуточку оставаясь без фигуры, но в итоге выигрывая качество.
28.Фе7 gf 29.C:f5 Ле8.
Из глубины своего лагеря черные начинают решающую контратаку. Взяв теперь пешку а7, белые сохранят материальное равновесие, но их ферзь окажется слишком далеко от места главного сражения. Впрочем, продолжение в партии тоже не спасает, поскольку Мовсесян искусно сочетает активизацию своих тяжелых фигур с постоянным предложением разменять ферзей: эндшпиль-то у белых проигран.
30.Фd6 Лсd8 31.Фа6 Фg5 32.Cd3 Ле7 33.Лf1 Kpg7 34.g3 Фd5+ 35.Kpg1 Лd6 36.Фс8 Фе6 37.Фb8 Лd5 38.Лf4 Лg5 39.Лf3 Фе5 40.Фd8 h5 41.Лf2 Ле6 42.Фd7 Лf6 43.Ле2 Фf4 44.Ле4 Фf2+ 45.Kph1 h4. Белые сдались.
НЕУДАЧНЫЙ МАНЕВР
В другой неудачной встрече – с Веселином Топаловым — Петр, считающийся на сегодняшний день едва ли не главным в мире знатоком защиты Грюнфельда, затеял маневр, удививший всех и экс-чемпиона мира по версии ФИДЕ в первую очередь. Впрочем, удивление болгарского гроссмейстера принесло ему самому немало приятных минут.
Отказавшись от обычного вскрытия центра с последующей фигурной игрой, черные попали в стесненное положение и…
17…Лd6?! 18.Фс2 Ла6 19.Лb5!
С темпом нападая на пешку с5, белые готовят сдвоение и, возможно, даже строение своих тяжелых фигур на полуоткрытой вертикали, после чего прыткая черная ладья останется даже не в офсайде, а практически за кромкой поля, шахматного, разумеется. Принять же жертву качества черные не могут: рассыплется весь их ферзевый фланг.
19…Сf8 20.f4 C:b5.
Семь бед – один ответ.
21.сb Лd6 22.Фс3 Сg7.
Отступить черный конь не может: вперед рванется белая пешка е4.
23. Ф:с5 Лс8 24.Ф:а7 b6 25.Ф:с7 Л:с7 26.Лd1 Cf6 27.de Л:d1+ 28.C:d1 fe 29.Cb3.
Свидлер – человек редкого благородства и деликатности: проверять технику реализации перевеса у Топалова он не стал…