Пять кругов ада для восьмерки претендентов на корону
В немецком Дортмунде завершается первая часть отборочного триллера к матчу за звание классического чемпиона мира с Владимиром Крамником. За тур до финиша групповых турниров лишь болгарский гроссмейстер Веселин Топалов обеспечил себе место в полуфинале, набрав 3,5 очка из пяти возможных.
Традиционный турнир в Дортмунде в этом году приобрел доселе небывалый статус. По воле организаторов он превратился в самостоятельный отборочный цикл с целью выявления претендента на матч с Владимиром Крамником, чемпионом мира по версии «Эйнштейн».
После первого круга из рейтинг-фаворитов турнира, включающих Топалова, Морозевича и Адамса, лишь болгарский гроссмейстер практически обеспечил себе участие в полуфинале. Тем не менее в четвертом туре только невнимательность болгарского шахматиста в конце партии помогла наследнику Таля Алексею Широву убежать на ничью. Москвич Евгений Бареев, потерявший после 1-го круга в «группе смерти» лишь пол-очка, отнюдь не собирался в партии с англичанином Адамсом ломать копья в каталонском начале и достаточно быстро уговорил Микки разделить очко. Также вничью закончились партии москвича Александра Морозевича с венгром Петером Леко и чемпиона Германии Кристофера Лутца с главным шахматистом Израиля Борисом Гельфандом, причем Морозевич, получив чуть лучшую позицию, неожиданно умудрился зевнуть пешку перед контролем, и лишь неуверенная игра Петера спасла его.
В пятом туре Топалов окончательно разрешил вопрос своего участия в полуфинале, сделав ничью с Гельфандом. В этой партии Веселин предложил Борису опасную дискуссию в варианте Модерн-Бенони и получил явный перевес, но игравший белыми Гельфанд вовремя понял, что лучше не дразнить зверя, и уговорил болгарина разделить очко.
Самые драматические события разыгрались в партии лидера второй группы Бареева с любимцем Дортмунда Петером Леко. Евгений вновь разыграл подготовленный к турниру Каро-Канн, но на сей раз оборона черных оказалась не столь успешной. В эндшпиле они остались без фигуры за две пешки, хотя выиграть его было чрезвычайно сложно. Тем не менее поставленный в жесткие рамки отбора Леко сумел сделать это, продемонстрировав чудеса техники.
Впрочем, не меньшее мастерство пришлось проявить в партии с аутсайдером турнира Лутцем Алексею Широву, который почти этюдным путем реализовал минимальный позиционный перевес в эндшпиле: ладья, конь и три пешки против ладьи, слона и тех же трех пешек.
Фортуна явно отвернулась от Морозевича! В партии с Адамсом Саша блестяще вел игру черными в русской партии, добившись выигранного окончания, но неожиданно допустил троекратное повторение позиции, серьезно затруднив себе выход в полуфинал.
Таким образом, перед последним туром отбора положение в группах выглядит следующим образом:
1-я группа: 1. Топалов (Болгария) — 3,5 очка; 2. Широв (Испания) — 3; 3. Гельфанд (Израиль) — 2,5; 4. Лутц (Германия) — 1 очко.
2-я группа: 1. Бареев (Россия) — 3 очка; 2—3. Адамс (Англия), Леко (Венгрия) — по 2,5; 4. Морозевич (Россия) — 2 очка.
Как видите, все ясно лишь с Топаловым, играющим, кстати, в последнем туре с ни на что не претендующим Лутцем. Гельфанду терять нечего, и он даст бой Широву. Что же касается второй группы, то здесь после проигрыша Бареева все, как говорится, смешалось в доме Облонских. В шестом туре нас ждут московское кровопролитное дерби Бареев — Морозевич и не менее яростная схватка Леко — Адамс. Может так случиться, что вся четверка финиширует, набрав по 3 очка, и будет тай-брейк! Во всяком случае, шансов нет только у Лутца!