Эмануил Ласкер жил в «cоветском спорте»

null
news

ГАЛЕРЕЯ ЧЕМПИОНОВ

О ПОЛЬЗЕ ДЕТСКОЙ БОЛЕЗНИ

Эмануил Ласкер родился 24 декабря 1868 года в небольшом немецком городке Берлинхен (ныне Барлинек в Польше), в семье кантора местной церкви Адольфа Ласкера и его жены Розалии. Профессия кантора считалась весьма почетной: ведь сам великий Иоганн Себастьян Бах был кантором протестантской церкви в Лейпциге. Вот только скромных пожертвований прихожан едва хватало на содержание четверых детей, самым младшим из которых был Эмануил. Тем не менее отец хотел дать своим детям широкое образование, и вслед за старшим братом Бертольдом, уже учившимся в Берлинском университете, отправили в столицу и 11-летнего Эмануила.

Старший брат вполне освоился в Берлине. Он, например, часто посещал «Чайный салон», где подрабатывал на жизнь картами и шахматами. Однако передавать свой опыт брату-гимназисту, еще в раннем детстве в уме перемножавшему двузначные числа, Бертольд почему-то не спешил. Как ни странно, будущему чемпиону мира помогла… болезнь: он подцепил корь, и, чтобы скрасить его больничную скуку, старший брат стал учить Эмануила шахматной игре. Игра так захватила юного гимназиста, что он проштудировал шахматный учебник Жана Дюфреня и стал постоянным посетителем «Чайного салона». Здесь Ласкер впервые встретил студента Зигберта Тарраша, уже преуспевшего в шахматах. Тарраш поначалу давал гимназисту в фору коня, но вскоре был вынужден играть на равных.

Однако маму Эмануила не прельщала его шахматная карьера: она мечтала увидеть его профессором математики. Поэтому по окончании учебы отправила будущего чемпиона из столицы в небольшой городок Ландсберг. Там весной 1888 года Ласкер окончил школу, а осенью, вернувшись в Берлин, поступил в университет на философский факультет.

ПЕРВЫЕ УСПЕХИ

«Чайный салон» и кафе «Кайзерхоф» становятся вторым университетом Эмануила Ласкера, принявшего шахматную эстафету от брата. Уже в начале 1889 года он побеждает всех в первенстве «Кайзерхофа», а в июле добивается звания маэстро, выиграв побочный турнир Германского шахматного конгресса в Бреслау. Это открывает ему дорогу к участию в международном турнире в Амстердаме в августе 1889 года. Удачный международный дебют (2-й приз) стал началом блестящей профессиональной карьеры Ласкера, который тут же побеждает в матчах К.Барделебена (Берлин), Ж.Мизеса (Лейпциг), Г.Берда (Лондон) и Б.Энглиша (Вена). Особенно важным Ласкер считал для себя матч с крупным теоретиком, игроком позиционного стиля англичанином Генри Бердом – автором знаменитого дебюта Берда (1.f4).

Уже тогда, в 1890 году, 22-летний маэстро, одаренный от природы фантастической тактической зоркостью, стал подумывать о борьбе за высший титул. Но он сознавал, что подобраться к «старому лису» Стейницу без позиционного оснащения нельзя. В начале лета 1892 года он в чисто позиционной манере расправляется (плюс 8!) с гением комбинации чемпионом Англии Джоном Блэкберном, а перед наступлением осени в повторном матче громит Берда (плюс 5!), не испытав горечи поражения ни в одном из этих матчей.

ЧЕМПИОН МИРА

Завоевав Европу, Ласкер направился в США, где в апреле 1893 года сыграл в городе Кокомо матч с чемпионом США Джексоном Шовальтером. Ласкер победил со счетом 7:3 и решил больше не тянуть с матчем жизни, направив чемпиону мира Стейницу предложение играть матч на первенство мира до 10 побед. В ожидании ответа любимец Каиссы сыграл осенью в международном турнире в Нью-Йорке и поразил всех феноменальным результатом: 13 из 13! Как ни странно, столь выдающийся результат лишь раззадорил Стейница, который никогда никого не боялся и в результате принял вызов Ласкера.

15 марта 1894 года в Нью-Йорке стартовал исторический матч Стейниц – Ласкер. После шести поединков, прошедших в упорнейшей борьбе, счет был равный, но в 7-й должен был победить 57-летний чемпион. Однако Ласкеру удалось не только защититься, но и выиграть. Расстроенный Стейниц проиграл и 8-ю партию, а затем, уже в Филадельфии, – еще три поединка. Тем не менее в Монреале стареющий чемпион попытался затянуть борьбу, но в 19-й партии все было кончено. Ласкер добился 10-й победы, став вторым в истории шахмат чемпионом мира. Это случилось 26 мая 1894 года.

Завоевав высший титул, Эмануил Ласкер продолжает побеждать в турнирах и матчах. Он впервые в конце 1895 года приезжает в Россию и ставит жирный восклицательный знак к своему чемпионству, победив в матче-турнире четырех сильнейших шахматистов мира: Ласкера, Стейница, Чигорина и Пильсбери (в Петербурге), затем побеждает в Нюрнберге, громит в матче-реванше Стейница в Москве, затем поражает мир фантастическим результатом в Лондоне (23,5 из 28!), опережая на 4,5 (!) очка остальных призеров. И наконец, летом 1900 года Ласкеру рукоплещет Париж, где в международном турнире в 16 поединках сильнейшие шахматисты мира смогли взять у чемпиона лишь 1,5 очка!

Любопытно, что успешные выступления на высшем уровне отнюдь не помешали великому маэстро осуществить мечту матери.

В январе 1902 года Ласкер блестяще защищает в Эрлангском университете (Германия) диссертацию на соискание ученой степени доктора математики и философии. В 1907 году в Нью-Йорке выходит его первая философская книга «Борьба», в которой стратегию шахматного поединка он рассматривает как символ всеобщей борьбы в жизни человека и общества. Здесь же, в США, в семи городах проходит его матч с чемпионом США Ф.Маршаллом на первенство мира. Ласкер не позволил американцу выиграть ни одной партии, как и в 1910 году в матче в Берлине с Д.Яновским.

Через год во время гастролей Ласкера в Америке он получил вызов 23-летнего, быстро прогрессирующего кубинца Капабланки. Целых 10 лет Ласкер «мариновал» кубинца под разными предлогами, и наконец 15 марта 1921 года исторический матч Ласкер – Капабланка стартовал в Гаване. Этот матч Ласкер проиграл со счетом 5:9, так и не выиграв ни одного поединка у неуловимого кубинца.

Уступив кубинцу высший титул, Ласкер продолжает успешно выступать в турнирах, в сеансах, а в 1925 году завершает свою знаменитую книгу «Учебник шахматной игры» и участвует в 1-м Московском международном турнире, где занимает 2-е место вслед за Боголюбовым, но впереди Капабланки.

После прихода к власти Гитлера Эмануил Ласкер был вынужден покинуть Германию в 1934 году. Он продолжает выступать в турнирах, и в 1935 году на 2-м Московском международном турнире 66-летний экс-чемпион мира занимает 3-е место, лишь пол-очка уступив Ботвиннику и Флору. При этом он не проигрывает ни одной партии, но принципиально выигрывает у Капабланки.

Убедившись, что в Москве имеются хорошие условия для творческой работы, Ласкер решает переехать сюда из Лондона. 14 августа 1935 года великий чемпион и философ вместе с женой Мартой поселяется в квартире дома № 8 по Большому Спасоглинищевскому переулку, где сейчас располагается редакция газеты «Советский спорт». Второй чемпион мира жил фактически в «Советском спорте»! Именно от «Советского спорта» осенью 1935 года великий маэстро был командирован в Голландию на матч Алехина с Эйве. В Москве Ласкер был нарасхват: он выступал в различных коллективах с сеансами и лекциями, готовил публикации для прессы, выпускал шахматные учебники специально для русского издания.

В 1936 году Ласкер участвовал в последнем своем международном турнире в Ноттингеме, где играли сразу четыре чемпиона: Эйве, Ласкер, Капабланка и Алехин. Лишь 1,5 очка уступил тогда 67-летний Ласкер победителям, выиграв у действующего чемпиона мира Эйве и сыграв вничью с Алехиным и Капабланкой.

По настоянию жены в октябре 1937 года Ласкер покидает Москву и перебирается в США, где 11 января 1941 года в госпитале Нью-Йорка «Монт-Синай» заканчивает свой жизненный путь.

Второй в истории шахмат чемпион мира Эмануил Ласкер (о первом чемпионе мира Вильгельме Стейнице см. «Советский спорт» от 22.08.2002), блестяще освоил разработанные своим предшественником принципы позиционной игры и сумел создать собственный универсальный стиль, в котором искусство позиционной игры всегда сочеталось с невероятным тактическим мастерством.

В то же время Ласкеру удалось отойти от позиционного догматизма Стейница, заодно превзойдя его в искусстве защиты и технике эндшпиля. Он стал первым шахматным профессионалом, учитывающим при подготовке к поединку с очередным соперником не только его излюбленные дебютные системы, но и особенности его характера и темперамент.

ДОСЛОВНО

«Величайшим из чемпионов был, конечно, Эмануил Ласкер. На шахматной доске он совершал и невозможное! Он был изумительным тактиком, выигрывал, казалось бы, совсем безнадежные партии» (Таль).

«Ласкер – великий маэстро шахматной игры. Может быть, величайший за всю историю» (Стейниц).

«Философия борьбы являлась основным творческим кредо Ласкера». (Смыслов).

Новости. Шахматы