Использование перевеса в развитии

null
news

КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА

В старину правильному развитию фигур придавали меньше значения, чем теперь. Главными ориентирами в игре были короли. Сплошь и рядом встречались неподготовленные атаки, часто в ущерб развитию фигур.

МИК — МОРФИ. (АЛАБАМА, 1855 г.)

1.e4 e5 2.Kf3 Kc6 3.d4 ed4 4.Cc4 Cc5 5.Kg5.

Почти все атаки белых в начале партии направлены на защищенный лишь одним королем пункт «f7».

Юный Пол Морфи, конечно, не был знаком с более поздней теорией Тарраша о подсчете темпов. (Темпом мы будем называть полезный развивающий ход.) Тем не менее он правильно выбрал из двух ходов сильнейший. Дело в том, что на внешне активный ход 5…Ke5? белые ответят не 6.Cb3, а проведут комбинацию 6.Kf7 Kf7 7.Cf7+ Kpf7 8.Фh5 и 9.Фc5, отыгрывая фигуру. В партии та же комбинация была проведена с потерей темпа, т.к. конь С6 остается в игре.

5… Kh6 6.Kf7 Kf7 7.Cf7+ Kpf7 8.Фh5+ g6 9.Фc5 d6. В результате ошибочной игры все развитые фигуры белых исчезли с доски, а оставшийся ферзь только попадает под удары черных фигур. Потеря же черными права рокировки не имеет существенного значения.

10.Фb5 Лe8 11.Фb3+. В более поздней партии против Морфи сыграли 11.0-0, но после 11…Лe4 12.Фd5 Лe6 13.Cg5 Фe8 14.f4 Kpg7 15.f5 gf5 16.Фf5 Лg6 17.Cf6 Kpg8 18.Фf4 Ch3 19.Cg5 Фe3 20.Фe3 de5 21.gh3 Лg5 атака белых не удалась. Это неудивительно: ведь черных фигур было больше в игре.

11…d5 12.f3 Ka5 13.Фd3 de4 14.fe4 Фh4. Черные начинают свою атаку.

15.g3 Лe4 16.Kpf2 Фe7 17.Kd2 Лe3 18.Фb5. Не спасло 18.Фd4 ввиду 18… Лe2+ с последующим 19.Ch3.

18…c6 19.Фf1 Ch3! Такие ходы мы будем называть темповыми (или ход с темпом). Брать слона нельзя из-за 20…Лe2, значит, надо отступать и терять темпы.

20.Фd1 Лf8 21.Kf3 Kpe8. Вы помните правило о том, что, кто первый введет в игру свои ладьи, тот и выиграет партию. Перед нами как раз такой пример. Белые сдались. Посмотрим теперь партию Морфи с сильнейшим шахматистом середины прошлого века Адольфом Андерсеном.

МОРФИ — АНДЕРСЕН. (ПАРИЖ, 1858 г.)

1.e4 d5 2.ed5 Фd5 3.Kc3 Фa5 4.d4 e5? В наши дни скандинавская защита считается рискованным дебютом, но время от времени применяется даже в элитных соревнованиях. Можно припомнить победу Вишванатана Ананда над самим Гарри Каспаровым в одной из партий матча на первенство мира (Нью-Йорк, 1995 г.), но там Ананд играл гораздо осторожнее: 4…Kf6 5.Kf3 c6. Ход 4…e5 слишком рискованный, хотя и открывает выход чернопольному слону, но зато бросает своего ферзя под удары легких фигур соперника.

5.de5 Фe5+ 6.Ce2 Cb4 7.Kf3. Конечно, Морфи не боится отдать пешку за несколько темпов.

7…Cc3+ 8.bc3 Фc3+9 Cd2 Фc5.

10.Лb1! Сильный ход. Во-первых, ладья занимает полуоткрытую линию. Во-вторых, белые готовы ходом Cb4 помешать короткой рокировке соперника. В-третьих, «привязывается» белопольный слон соперника к защите пешки b7. И наконец, ладья готова преследовать ферзя и дальше путем Лb5.

10…Kc6 11.0-0 Kf6 12.Cf4. Пора фигурам выходить на активные позиции. Теперь на 12…Фe7 возможно 13.Лe1 0-0 14.Ca6, отыгрывая пешку и сохраняя некоторую инициативу. Андресен предпочитает более надежное 12…0-0 13.Cc7 Kd4! Лишая соперника преимущества двух слонов.

14.Фd4 Фc7 15.Cd3. Использовать лишние темпы практически невозможно. Сыграв 15…b6, черные ликвидировали бы давление по линии «в» и могли уже подумать о пешечных слабостях соперника. Что же тогда получается, скажет читатель, черные могут себе позволить в дебюте пять раз пойти ферзем, а наказания за это никакого? Могу порекомендовать вместо 12.Cf4 испробовать 12Cg5! с идеей на 12…0-0 сыграть 13.Cf6 gf6 14.Лb5, начиная игру против короля. В этом случае ход 10.Лb1 пригодился бы.

15…Cg4? Неточность. Черные сами подставляют слона под удары.

16.Kg5! Лfd8? Надежнее 16…Ch5, хотя и в этом случае после 17.Ke4 у белых инициатива.

17.Фb4 Cc8. Помимо 18.Фb7 грозило еще 18.Kh7.

18.Лfe1 a5. Красиво проигрывало 18…h6 из-за 19.Лe7 Cd7 20.Kf5 Kd5 21.Kh6 gh6 22.Ch7+ Kpf8 23.Лe8+.

19Фe7! Очень симпатичное решение — перейти в эндшпиль с ладьей на 7-й горизонтали.

19…Фe7 20.Лe7 Kd5? Решающая ошибка, но и после 20…h6 белые могли смело брать пешку 21.Лf5, не опасаясь 21…Kpf8 22.Лbe1 Kd5 ввиду 23.Л7e5 Kpf7 24.Cc4.

21.Ch7 Kph8 22.Лf7 Kc3 23.Лe1 Ka2 24.Лf4 Лa6 25.Cd3. Черные сдались.

Как мы видим, Пол Морфи превосходил своих современников в понимании темповой игры.

Посмотрим теперь, как действовал первый чемпион мира Вильгельм Стейниц.

СТЕЙНИЦ — БАРДЕЛЕБЕН. (ГАСТИНГС, 1895 г.)

1.e4 e5 2.Kf3 Kc6 3.Cc4 Cc5 4.c3 Kf6 5.d4 ed4 6.cd4 Cb4+. Красивый центр белых может прожить лишь мгновение.

В случае 7.Cd2 Cd2 8.Kbd2 d5 черные разбивают его.

7.Kc3 d5?! Если можно просто съесть центральную пешку (7…Ке4), то зачем ее менять?

8.ed5 Kd5 9.0-0 Ce6. Черные надеются, что они успеют сделать рокировку. Иначе они бы предпочли 9…Сс3 10.bc3 0-0. Опасно заниматься пешкоедством: 9…Лс3 10.bc3 Cc3 из-за 11. Са3! И черному королю не улизнуть из центра.

10.Cg5! Неприятный темповой ход. Теперь нельзя 10…f6 из-за 11.Ле1, а на естественное 10…Фd7 последует 11.Сd5 Cd5 12.Ле1 Kpf8! И потеря рокировки все же перевешивает позиционные плюсы черных.

10…Ce7 Потеря темпа (ход уже развитой фигурой). Теперь Стейницу удается помешать рокировке.

11.Cd5! Cd5 12.Kd5 Фd5 13.Ce7 Ke7 14.Ле1 f6. Намереваясь соединить ладьи ходом 15…Kpf7.

15.Фе2 Фd7 16.Лас1 с6? Позднее было доказано, что, возможно, было 16…Крf7, не опасаясь жертвы качества 17.Фе7?! Фе7 18.Ле7 Кре7 19.Лс7 ввиду 19…Крd6 с лучшими перспективами у черных. Предложенная Бондаревским жертва фигуры 17.Ке5 fe5 18.de5 ведет к острой игре со взаимными шансами. Таким образом, остается открытым вопрос, сумеют ли белые использовать свой перевес в развитии при сильнейшей защите соперника.

17.d5! Освобождается поле для коня и вскрывается линия «с». Перевес в развитии – величина временная, и, чтобы его использовать, надо действовать очень энергично. Иначе он испарится.

17…cd5 18.Kd4 Kpf7 19.Ke6 Лhc8. Не помогало 19…Кс6 ввиду 20.Кс5 Фс8 21.Фb5 Лb8 22.Ka6.

А теперь одна из самых красивейших комбинаций в истории шахмат.

20.Фg4 g6 21.Kg5+ Kpe8 22.Ле7+!! Kpf8!Проигрывает 22…Кре7 из-за 23.Ле1+ Крd6 [23…Kpd8 24.Ke6+ и 25.Kf5+] 24.Фb4+ Kpc7 [24…Лс5 25.Ле6+] 25.Ке6+ Крb8 26.Фf4+.

23.Лf7 Kpg8 24.Лg7 Kph8. Плохо также 24…Kpf8 ввиду 25.Kh7.

25.Лh7+ Kpg8 26.Лg7+ Kph8 27.Фh4+ Kpg7 28.Фh7+ Kpf8 29.Фh8+ Kpe7 30.Фg7+ Kpe8 31.Фg8+ Kpe7 32.Фf7+ Kpd8 33.Фf8+ Фе8 34.Kf7+ Kpd7 35.Фd6x.

Теперь посмотрим, как используют лишние темпы в симметричных позициях.

РОТЛЕВИ — РУБИНШТЕЙН. (ЛОДЗЬ, 1907 г.)

1.d4 d5 2.Kf3 e6 3.e3 c5 4.c4 Kc6 5.Kc3 Kf6 6.dc5 Cc5 7.a3 a6 8.b4 Cd6 9.Cb2 0-0 10.Фd2. Конечно, следовало после 10.cd5 создать сопернику изолированную пешку.

10…Фе7!? 11.Cd3? Следовало рискнуть и съесть центральную пешку. Теперь же белые теряют два темпа.

11…dc4 12.Cc4 b5 13.Cd3 Лd8 14.Фе2 Сb7 15.0-0 Ke5! Пользуясь перевесом в развитии, черные первыми открывают себе диагонали. У белых аналогичной возможности уже нет.

Белые проиграли борьбу за диагонали, и надо было стремиться нейтрализовать открытые линии.

16.Ke5 Ce5 17.f4? Хладнокровное 17.Лfd1 позволяло организовать борьбу. Дело в том, что на 17…Фс7 18.Лас1 Ch2+ 19.Kph1 Фb8 у черных находилась контркомбинация 20.Ch7+, которая после 20…Kh7 21.Лd8 Фd8 22.Kph2 Фh4+ 23.Kph1 Kg5 приводила к худшей, но обороноспособной позиции.

17…Cc7 18.e4? Лас8 19.е5? Вместо того чтобы вводить в игру ладьи, белые двигают пешки.

19…Cb6+ 20.Kph1 Kg4 21.Ce4 На 21.Фg4 последовало бы 21…Лd3, и белые беззащитны.

21…Фh4 22.g3 Лс3!! Комбинационное использование лишних темпов.

23.gh4. Плохо и 23.Cb7 Лg3.

23…Лd2!! Отвлечение.

24.Фd2 Ce4 25.Фg2 Лh3!! Белые сдались.

Новости. Шахматы