МАТЧ ЧЕЛОВЕК – МАШИНА
«ДИП ФРИТЦ» — ВЛАДИМИР КРАМНИК (РОССИЯ)
ШОТЛАНДСКАЯ ПАРТИЯ (3-я партия)
1. е4 е5 2. Кf3 Kc6 3. d4!? Даже Каспаров не решился в матче с Крамником играть им же возрожденную «шотландку» 3 …еd4 4. Кd4 Сс5 5. Кс6 Фf6!? Ферзь выходит на охоту за … ферзем! 6. Фd2 dc6 7. Кс3 Ке7 8. Фf4 Ce6!? Обмен ферзей стоит сдвоения! 9. Фf6 gf6 10. Ка4 Сb4+ 11. с3 Сd6 12. Се3 b6 13. f4 0-0-0 14. Крf2 c5. Оба соперника спешат ввести в бой своих коней. 15. с4 Кс6 16. Кс3 f5 17. е5 Сf8. Планируя перевод слона на g7 для атаки центра белых путем f6. 18.b3 Kb4! Целых 30 минут потратил Крамник на этот мудрый ход, провоцирующий железяку на убийственное 19. а3. (см. диаграмму). 19. а3?
ослабляет пешечную структуру белых на ферзевом фланге. Крамник после сделанного машиной хода уже не сомневался в успехе. 19 … Кс2 20. Лс1 Ке3 21. Кре3 Сg7 22. Кd5!? с6. Естественно, после 22 … Сd5 23. сd5 Лd5 24. Сd3 перевес у белых. 23. Кf6 Cf6 24. еf6 Лhe8! Белые отстали в развитии и вынуждены пустить черные ладьи в свой огород. 25. Крf3 Лd2 26. h3 Cd7 27. g3 Ле6 28. Лb1. А что поделаешь? 28 … Лf6 29. Се2 Ле6 30. Лhe1 Крс7 31. Сf1 b5 32. Лес1 Крb6 33. b4 cb4 34. аb4 Ле4 35. Лd1 Лd1 36. Лd1 Се6 37. Сd3 Лd4 38. Се2 Лd1 39. с5+Крb7 40. Сd1 a5! После этого точного хода у компьютера уже нет шансов на спасение. 41. ba5 Кра6 42. Кре3 Кра5 43. Крd4 b4 44. g4 fg4 45. hg4 b3 46. Крс3 Кра4!? Не оставляя даже мизерных надежд. 47. Крb2 f6 48. Сf3 Крb5 49. g5 f5 50. Крс3 Крс5 51. Се2, и черные сдались.
ВЛАДИМИР КРАМНИК (РОССИЯ) — «ДИП ФРИТЦ»
ЗАЩИТА ТАРРАША (4-я партия)
1.d4d5 2.c4e6!? Компьютер отказывается от принятого ферзевого гамбита, надеясь сохранить ферзей. 3.Kf3 c5 4. cd5 ed5 5.g3Kc6 6.Cg2 Kf6 7.0-0 Ce7 8.Kc3 0-0 9.Cg5 cd4 10.Kd4 h6 11.Cf4 Cg4!? Провоцируя выпад пешкой, которая может оказаться слабостью. 12.h3 Ce6 13.Лc1 Le8 14.Ke6 fe6 15.e5 d4 16.e5!? dc3 17.ef6 Cf6 18.bc3 Фd1 19.Лfd1. Без ферзей и с двумя слонами белые вправе рассчитывать на перевес в эндшпиле. 19…Лad8 20.Ce3 Лd1+?! не лучшее решение. Теперь белые доминируют по всей доске. 21.Лd1 Cc3 22.Лd7! Лd8 23.Cc6? Вряд ли надо было торопиться менять такого слона, ведь черные в партере! 23…bc6 24.Лa7 Лb2 25.Лa6 Cd2 26.Лc6?! Видимо, выпускает перевес. После 26.Cd4 еще оставались шансы. 26…Ce3 27.fe2 Kpf7!? Правильное решение. После 27…Лa2 28.Лe6 у белых появились шансы на выигрыш. 28.a4 Лa2. Король белых отрезан по второй горизонтали, что лишает их шансов победить.
29.Лc4 Kpf6 30.Kpf1 g5 31.h4 h5! 32.hg5+ Kpg5 33.Kpe1 e5 34.Kpf1. А что делать? Если 34.Kpd1, то 34…Лg2! 34…Kpf5 35.Лh4 Kpg6 36.Лe4 Kpf5 37.Лh4 Kpg5 38.Kpg1 Kpg6 39.g4 hg4 40.Лg4+Kpf5 41.Лс4, ничья.
«ДИП ФРИТЦ» — ВЛАДИМИР КРАМНИК (РОССИЯ)
ФЕРЗЕВЫЙ ГАМБИТ (5-я партия)
1.d4!? Впервые машина выбирает ход от ферзя. Операторы подготовили ее к новой жизни во второй половине матча.
1…Kf6 2.c4e6 3.Kf3!? Избегая защиты Нимцовича, подготовленной Крамником еще к Лондону. 3…d5 4.Kc3 Ce7 5.Cg5 h6 6.Ch4 0-0 7.e3 Ke4. Известный вариант Ласкера. 8.Ce7 Фe7 9.cd5 Kc3 10.bc3 ed5 11.Фb3 Лd8 12.c4 dc4 13.Cc4 Kc6 14.Ce2. Избегая размена слона после 14…Ka5. 14…b6 15.0-0 Cb7 16.Лfc1 Лac8! 17.Фa4 Ka5 18.Лc3 c5! Избавляясь от слабости и атакуя центр.
19.Лас1 cd4 20.Kd4 Лc3 21.Лc3 Лc8 22.Лc8+ Лc8 23.h3g6 24.Cf3 Cd7 25.Фc2 Фc5 26.Фe4 Фc1+ 27.Kph2 Фc7+ 28.g3 Kс4!? Конь-отшельник вступает в игру. 29.Ce2! Превосходный ответ! Белые предупреждают 29…b5 30.a4! ab 31.Фa8+. 29…Ke5 30.Cb5! Cb5. (На 30…Сс8 последует 31.f4!) 31.Kb5 Фc5. Черные не могут сохранить пешку а7. 32.Ka7 Фa5 33.Kpg2! Блестящий ход под цейтнот 33…Фa2 34.Kc8! Еще один шедевр! 34…Фc4?? За всю свою карьеру Крамник не делал таких зевков (см. диаграмму). После 34…Фe6 35.Kb6 Фb6 36.Фe5 у компьютера были минимальные шансы на победу. 35.Ке7+, и черные сдались, оставшись без фигуры.
ВЛАДИМИР КРАМНИК (РОССИЯ) — «ДИП ФРИТЦ»
НОВОИНДИЙСКАЯ ЗАЩИТА (6-я партия)
1. d4 Kf6 2. с4 е6 3. Kf3 b6 4. g3 Ca6 5. b3 Cb4+ 6. Cd2 Ce7 7. Cg2 c6 8. Сс3 d5 9. Ке5 Kfd7 10. Kd7 Kd7 11. Kd2 0-0 12. 0-0 Лс8 13. а4 Cf6!? Все это неоднократно имело место быть. 14. е4 с5 15. еd5 cd4 16. Cb4 Ле8 17. Ке4?! Хороший ход против человека, но не против машины, готовой к далекому счету. Лучше 17. dе6, переходя на позиционные рельсы. 17 …еd5 18. Кd6 dc4. Сильные пешки компенсируют отсутствие качества. 19. Kf7?! Опять хорошо против человека, но вряд ли уместно в борьбе с компьютером (см. диаграмму). 19 …Крf7 20. Cd5+Крg6 21. Фg4+Cg5! 22. Се4+Ле4! Единственный ход. 23. Фе4+Крh6 24. h4 Cf6 25. Cd2+g5 26. hg5+Cg5 27. Фh4+Крg6 28. Фе4+Крg7. Машина не согласна на ничью! 29. Сg5 Фg5 30. Лfe1 cb3 31. Фd4+Kf6 32. а5 Фd5! 33 Фd5 Kd5 34. аb6 ab6, и белые сдались, хотя Каспаров считает, что рановато. Следовало играть 35. Ла6 b2 36. Ла7+Крg6 37. Лd7 Лс1 38. Лd6+Kf6 39. Лdd1 b1Ф 40. Лс1.