Бой интеллектов в клубе атлетов

null
news

ШАХМАТЫ

26 января в Нью-Йорке стартовал долгожданный матч между сильнейшим шахматистом мира Гарри Каспаровым и чемпионом мира среди компьютеров «Дип Джуниор».

ЗАПОЗДАЛЫЙ РЕВАНШ

Как известно, шесть лет назад Гарри Каспаров неожиданно проиграл в Нью-Йорке компьютерному монстру фирмы IBM «Дип Блю», так что его новый матч с израильским компьютером «Дип Джуниор» — в какой-то степени попытка реванша. Любопытно, что еще в 1999 году «Дип Джуниор» был выбран Гарри Каспаровым в качестве ассистента в его матче против «остального мира». Гарри очень импонировала игра машины, по стилю напоминавшая его собственную агрессивную игру, чему в немалой степени способствовали израильские программисты Амир Бан и Шэй Бушинский. (Кстати, «Дип Фритц», недавно сыгравшая вничью с «классическим» чемпионом мира Владимиром Крамником, по стилю ближе как раз к своему белковому оппоненту).

Трехкратный чемпион мира среди компьютеров «Дип Джуниор» достиг великолепных результатов в поединках не только против электронных собратьев, но и в соревнованиях с гроссмейстерами экстра-класса.

Матч в Нью-Йорке играется как первый официальный чемпионат мира «человек-машина», в котором первый в мировой иерархии шахматист сражается с царствующим чемпионом мира среди компьютеров.

НОВАЯ ШАХМАТНАЯ ЭРА

В последний момент ведущим матча, который проходит на 12-м этаже «Атлетического клуба» в центре Манхэттена, был назначен великий миротворец и дипломат Ясер Сейраван. Он представил главного арбитра матча Герта Гийсена, главу компании ХЗД Элиота Клейна (одного из организаторов матча), занятого продвижением трехмерного Интернета. Элиот Клейн, недавно успешно проводивший матч между Каспаровым и Карповым, заявил, что он «ожидает, что матч-реванш между машиной и человеком пройдет еще лучше».

Затем на подиум вышел главный спонсор и организатор матча президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов. Он выразил глубокое удовлетворение происходящим и подтвердил, что «матчи между сильнейшими шахматистами и машинами станут традиционными». Президент ФИДЕ назвал этот матч «величайшим событием для шахматного мира, а также для всего человечества». Он отметил также, что «Нью-Йорк — идеальное место для проведения такого события». Затем Кирсан Николаевич собравшимся журналистам представил своего друга — великого скульптора Эрнста Неизвестного. Но поскольку американской публике его речь транслировала переводчица, она, особо не задумываясь, назвала гостя Эрнстом Анноуном (англ. unknown – неизвестный), приведя в восторг всех присутствующих.

Затем Илюмжинов представил команду компьютера, включающую Амира Бана и Шэя Бушинского, а также гроссмейстера Бориса Альтермана. Как отметил Бушинский, «сейчас наступает новая эра в программировании, и старые методы, основанные на «грубой силе», уступают новым, основанным на понимании более абстрактных концепций в шахматах».

Этот матч впервые проводит независимая организация ФИДЕ, и впервые в истории на матче работает комитет по правилам во главе с президентом JCGA (Международная ассоциация компьютерных игр) Дэвид Леви, ученый-программист Джонатан Шефер, главный арбитр Герт Гийссен, глава комиссии ФИДЕ по компьютерам Питер Уилсон и Ясер Сейраван.

В результате жеребьевки первую партию белыми играл Гарри Каспаров, достаточно легко одолевший детище израильских программистов Бушинского и Бана, а во второй партии, имея явное преимущество, Каспаров позволил машине убежать на ничью. Эту партию с комментариями Гарри Каспарова мы здесь приводим.

Гарри Каспаров (Россия) — «Дип Джуниор»
Славянская защита (1-я партия)

1.d4! Антикомпьютерный сюрприз Гарри. Против людей он предпочитает 1.e4. 1…d5 2.c4 c6 3.Kc3 Kf6 4.e3 e6 5.Kf3 Kbd7 6.Фc2!? Этот осторожный ход, кстати, очень любимый Карповым, тоже антикомпьютерный, отсекающий массу острых меранских продолжений после 6.Cd3 dc4 7.Cc4 b5 6…Cd6 7.g4!? Очень модный в последние годы ход. Белые хотят прогнать коня и захватывают пространство на королевском фланге. 7…dc4. Следуя рекомендациям аналитиков, черные освобождают поле d5 для коня. 8.Cc4 b6?! Странный ответ: черные пекутся о сохранности ферзевого фланга и готовятся развить слона. Логичнее, конечно, 8…Kd5. 9.e4 e5?! Блокадный ход — продолжение «странной» игры компьютера. Разумно 9…Cb7. 10.g5! Kh5 11.Ce3 0-0. Черные приглашают белых к игре на двух флангах. 12.0-0-0!

Каспаров готов к такой игре. 12…Фc7 13.d5!. Новый ход Гарри! (Ранее встречалось 13.Kpb1 или 12.Ce2 и т.д.). Белые спешат захватить белые поля на ферзевом фланге черных (см. диаграмму № 1). 13…b5 14.dc6! bc4 15.Kb5! Фc6 16.Kd6. Внедрив коня в лагерь противника, белые практически решили исход битвы 16…Cb7 17.Фc3! Прицеливаясь к главной опоре черных на e5. 17…Лae8?! Черные жертвуют качество, обрекая себя на нелегкую защиту. Возможно, сильнее 17…Лab8 с идеей давления на b2. 18.Ke8 Лe8 19.Лhe1 Фb5 20.Kd2 Лc8 21.Kpb1 Kf8?! Этот ход недоступен человеческому разуму. 22.Kpa1! Теперь белые в полной безопасности. 22…Kg6 23.Лc1 Ca6 24.b3! Решающий удар. Ладьи входят в игру, и все кончается. 24…cb3 25.Фb3 Лa8 26.Фb5 Cb5 27.Лc7, и черные сдались. 1:0.

«Дип Джуниор» — Гарри Каспаров (Россия)
Сицилианская защита (2-я партия)

1.e4 c5 2.Kf3 e6 3.d4 cd4 4.Kd4 a6 5.Cd3 Cc5 6.Kb3 Ca7. Редкий ход, чаще встречается 6…Се7. 7.с4 Кс6 8.Kc3 d6 9.0-0 Kge7 10.Ле1 0-0 11.Се3 е5. Размен чернопольных слонов к выгоде черных (если удастся удержать пешку d6). 12.Kd5 a5 13.Лс1 а4 14.са7 Ла7 15.Kd2 Kd4. Видимо, слабее было 15.d5…Kd5 16.ed5 Kb4 17.Cb1 a3, и т.д. с инициативой белых. 16.Фh5 Ke6 17.Лс3 Кс5 18.Сс2 Kd5 19.ed5. Компьютер намерен атаковать. Впрочем, после 19.cd5 b5 у белых хуже. 19…g6 20.Фh6 f5. Естественный защитный ход, черные ограничивают слона с2. 21.Ла3. Грозит b4 с выигрышем пешки 21…Фf6.

Черные игнорируют угрозу и провоцируют машину на выигрыш материала. 22.b4? Компьютер поддается на провокацию. Сильнее 22.Kf3 e4 23.Kg5 Фg7 и т.д. После хода в партии у черных большой перевес 22…ab3 23.Ла7 bc2 24.Лс1 е4 25.Лс2 Фа1+ Ошибка. Я уже считал, что форсированно выигрываю… На самом деле очень сильно 25…f4! 26.Kf1 f4 27.Ла8 е3 28.fe3 fe3 29.Фf8+Kpf8 30.Лс8+Kpf7. Ключевой момент. Издалека я не заметил, что после 31.Ле2 Ке4 32.Ле3 Kd2 33.Лс7+Kpf6 у белых есть шах — 34.Ле6+, и после 34…Kpg5 другая ладья с поля f7 защищает коня — 35.Лf7. Черные, следовательно, должны играть 33…Kpf8 и соглашаться на вечный шах. Поэтому здесь и последовало соглашение на ничью. 1/2 — 1/2.

Общий счет 1,5:0,5 в пользу Каспарова.

Новости. Шахматы