Опасные параллели

null
news

ШАХМАТЫ

 В Нью-Йорке продолжается 1-й официальный матч ФИДЕ за мировое первенство между сильнейшим шахматистом мира Гарри Каспаровым и чемпионом мира среди компьютеров «Дип Джуниор». После ничьей в пятом поединке счет в матче тоже ничейный: 2,5:2,5, и исход сражения теперь полностью зависит от исхода последней, шестой партии матча.

Можно не сомневаться, что для Гарри Каспарова пятая партия имела решающее значение, поскольку в последний раз он играл белыми фигурами и мог определять рисунок боя. При этом у него не было никаких оснований менять дебют, в котором в обеих белых партиях он имел перевес. Поэтому никого не удивил первый ход Каспарова ферзевой пешкой на два поля. Однако хитрый «Дип Джуниор» уклонился от продолжения дискуссии в славянской защите, избрав, на сей раз, не менее солидную защиту Нимцовича. В этом выборе электронного оппонента, конечно, не было ничего особенного, но на Гарри смена дебюта подействовала явно отрицательно, сбив с боевого настроя. Видимо, поэтому он отказался от принципиальных продолжений в дебюте, отдав инициативу черным. Ответ «Джуниора» оказался столь решительным и дерзким, что сильнейшему шахматисту планеты пришлось использовать все свое мастерство и богатейший опыт, чтобы отбить атаку черных, не ввязавшись по ходу схватки в заманчивое противоборство (после 16.g3) с компьютером, обещавшее успех, но связанное с огромным риском. Гарри Кимович предпочел «синицу», перенеся акцент заокеанского сражения на последнюю партию.

К сожалению, пока борьба идет строго по израильскому сценарию, придуманному замечательными израильскими программистами Амиром Баном и Шаем Бушинским. Ведь именно они, выиграв при жеребьевке выбор цвета в первой партии, предпочли начать черными, отнеся белые на последнюю партию, когда человек (в отличие от не знающей усталости машины) будет уже, мягко говоря, не столь свеж и малейшей потери концентрации будет достаточно, чтобы решить исход встречи, а следовательно, и всего матча в пользу машины. В отличие от Крамника, который в поединке с «Фритцем» демонстрировал элементы антикомпьютерной стратегии, стараясь осуществить быстрый переход в эндшпиль, Каспаров играет в более открытые шахматы, где идет счетная борьба. Гарри не может перебороть свою энергичную натуру и даже черными стремится к сочным, полным жизни позициям, что, однако, в игре против всегда свежего компьютера чревато опасными последствиями.

Не хотелось бы проводить в канун решающей партии опасные сравнения, но в 1997 году, после пяти поединков с «Дип Блю», счет тоже был ничейным…

Все-таки хочется надеяться, что Гарри Каспарову удастся собраться к решающей встрече первого на нашей планете официального матча между сильнейшим шахматистом и чемпионом мира среди компьютеров. Гарри уверенно играл весь матч и заслужил самую высокую оценку, независимо от окончательного итога!

ГАРРИ КАСПАРОВ (РОССИЯ) — «ДИП ДЖУНИОР»

Защита Нимцовича (5-я партия)

1.d4 Kf6!? Первый сюрприз! Машина отказывается от 1…d5, не желая более бродить по славянским дебрям. 2.c4 e6 3.Kc3 Cb4. Защита Нимцовича — один из самых крепких дебютов современной теории. 4.e3. Именно этот ход открывает вариант, придуманный современником Нимцовича Рубинштейном. 4…0-0 5.Cd3 d5 6.cd5. Спорное решение Каспарова, облегчающее черным быстрое развитие. Видимо, Гарри решил уйти от библиотеки компьютера, подготовленной к принципиальному 6.Kf3. 6…ed5 7.Kge2 Лe8 8.0-0 Cd6. У черных уже просматриваются агрессивные намерения. Белым нужно спешить с развитием. 9.a3?! Слишком медлительно. Создается впечатление, что Каспаров заманивает черных к принятию опасных решений. 9…c6N. Новый ход! Ранее встречалось 9…Kbd7, 9…h5, 9…Kg4 и даже 9…Ch2+ с жертвой слона. 10.Фc2 Ch2+! Черные не упускают благоприятной возможности развить инициативу, используя некоторую медлительность белых. 11.Kph2 Kg4+ 12.Kpg3. Приходится погулять впереди войска, поскольку плохо 12.Kpg1? Фh4 13.Лd1 Фf2+ 14.Kph1 Лe6 с неизбежным матом. 12... Фg5! Машина наседает! 13.f4 Фh5 14.Cd2! Соединяя, наконец, ладьи. 14…Фh2+ 15.Kpf3 Фh4. Теперь белые могут форсировать ничью или попытаться побороться за победу: ведь белый цвет последний раз! 16.Ch7+ Kph8! Плохо для черных 16…Фh7 17.Фh7+ Kph7 18.Лh1+ Kpg8 19.Лh4. 17.Kg3 Kh2+ 18.Kpf2 Kg4+ 19.Kpf3 Kh2+. У черных нет никаких оснований играть на победу, поскольку грозит Лh1, поэтому после этого хода черных соперники согласились на ничью. 1/2:1/2.

Новости. Шахматы