Опасные параллели
ШАХМАТЫ
В Нью-Йорке продолжается 1-й официальный матч ФИДЕ за мировое первенство между сильнейшим шахматистом мира Гарри Каспаровым и чемпионом мира среди компьютеров «Дип Джуниор». После ничьей в пятом поединке счет в матче тоже ничейный: 2,5:2,5, и исход сражения теперь полностью зависит от исхода последней, шестой партии матча.
Можно не сомневаться, что для Гарри Каспарова пятая партия имела решающее значение, поскольку в последний раз он играл белыми фигурами и мог определять рисунок боя. При этом у него не было никаких оснований менять дебют, в котором в обеих белых партиях он имел перевес. Поэтому никого не удивил первый ход Каспарова ферзевой пешкой на два поля. Однако хитрый «Дип Джуниор» уклонился от продолжения дискуссии в славянской защите, избрав, на сей раз, не менее солидную защиту Нимцовича. В этом выборе электронного оппонента, конечно, не было ничего особенного, но на Гарри смена дебюта подействовала явно отрицательно, сбив с боевого настроя. Видимо, поэтому он отказался от принципиальных продолжений в дебюте, отдав инициативу черным. Ответ «Джуниора» оказался столь решительным и дерзким, что сильнейшему шахматисту планеты пришлось использовать все свое мастерство и богатейший опыт, чтобы отбить атаку черных, не ввязавшись по ходу схватки в заманчивое противоборство (после 16.g3) с компьютером, обещавшее успех, но связанное с огромным риском. Гарри Кимович предпочел «синицу», перенеся акцент заокеанского сражения на последнюю партию.
К сожалению, пока борьба идет строго по израильскому сценарию, придуманному замечательными израильскими программистами Амиром Баном и Шаем Бушинским. Ведь именно они, выиграв при жеребьевке выбор цвета в первой партии, предпочли начать черными, отнеся белые на последнюю партию, когда человек (в отличие от не знающей усталости машины) будет уже, мягко говоря, не столь свеж и малейшей потери концентрации будет достаточно, чтобы решить исход встречи, а следовательно, и всего матча в пользу машины. В отличие от Крамника, который в поединке с «Фритцем» демонстрировал элементы антикомпьютерной стратегии, стараясь осуществить быстрый переход в эндшпиль, Каспаров играет в более открытые шахматы, где идет счетная борьба. Гарри не может перебороть свою энергичную натуру и даже черными стремится к сочным, полным жизни позициям, что, однако, в игре против всегда свежего компьютера чревато опасными последствиями.
Не хотелось бы проводить в канун решающей партии опасные сравнения, но в 1997 году, после пяти поединков с «Дип Блю», счет тоже был ничейным…
Все-таки хочется надеяться, что Гарри Каспарову удастся собраться к решающей встрече первого на нашей планете официального матча между сильнейшим шахматистом и чемпионом мира среди компьютеров. Гарри уверенно играл весь матч и заслужил самую высокую оценку, независимо от окончательного итога!
ГАРРИ КАСПАРОВ (РОССИЯ) — «ДИП ДЖУНИОР»
Защита Нимцовича (5-я партия)