Под шум одобрения МОК. Российские шахматисты пробиваются сквозь барьеры ФИДЕ

Международная шахматная федерация заметно выделяется среди большинства организаций, которые российских спортсменов либо полностью отстранили, либо держат их в условиях жёстких ограничений.
Модель ФИДЕ
В шахматах ситуация мягче. Да, россияне выступают под нейтральным флагом, а мужская сборная до сих пор не допущена к командным турнирам под эгидой ФИДЕ, однако в последнее время организация держит курс на послабления. И все шаги осуществляет под чутким контролем Международного олимпийского комитета.

Вспомним, что в 2022 году ФИДЕ разрешила российским и белорусским шахматистам играть в нейтральном статусе, одновременно запретив проведение официальных турниров на территории этих стран. Тогда же под санкции попали национальные команды – они лишились права участвовать в соревнованиях под эгидой федерации. Однако для отдельных игроков полного запрета в этом виде спорта так и не случилось.
Отстранение сборных, впрочем, неоднократно продлевалось. А летом 2024 года последовал новый удар – Федерацию шахмат России лишили членства на два года за включение в свой состав региональных федераций новых территорий. Однако уже через несколько месяцев резонансное решение было заменено на штраф в € 45 тысяч.
По согласованию с МОК
Переломный момент произошёл в сентябре 2024 года. Тогда на Генеральной Ассамблее ФИДЕ подняли вопрос о полноценном возвращении россиян на мировую арену. На радикальные меры не пошли, столкнувшись с давлением, и предложили промежуточный вариант – снять запрет на участие в командных турнирах с детей до 12 лет, спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и ветеранов, представляющих Россию и Беларусь. При этом подчёркивалось, что окончательное решение по этому вопросу будет принято только после консультации с МОК.

Итоги консультаций были положительными, так как в январе 2025 года послабления распространились на юношеские команды до 18 лет, сборные шахматистов с ограниченными возможностями и ветеранов. А в июле произошёл ещё один позитивный сдвиг – совет ФИДЕ одобрил участие россиянок в женском командном чемпионате мира – впервые с 2021 года под флагом организации при условии отсутствия возражений со стороны МОК.
Не все восприняли такой поворот спокойно. Европейский шахматный союз (ECU) выступил против возвращения российской женской команды, указывая на сентябрьские решения. Тем не менее пока участие россиянок в турнире, который пройдёт в ноябре в испанском Линаресе, в силе – никаких сигналов от МОК не поступало.

Ждать ли новый допуск?
Президент федерации Аркадий Дворкович отмечает позитивную тенденцию в отношении российских спортсменов в шахматном сообществе.
«Генеральная Ассамблея показала, что для большинства членов ФИДЕ конструктивная работа с МОК является принципиальным моментом, и именно она позволила утвердить все решения, которые не вызвали замечаний МОК. Общая тенденция за истекший год может быть названа позитивной», – приводит слова Дворковича «Чемпионат».
Также глава ФИДЕ отметил, что последние послабления могут стать предпосылками для более масштабных перемен уже в скором времени.
«Я не сомневаюсь, что вопросы допуска мужской сборной России и возвращения россиянам флага и гимна будут в повестке Генеральной Ассамблеи ФИДЕ в декабре. С учётом опыта других международных федераций можно надеяться на допуск всех российских команд к турнирам в 2026 году при выполнении текущих критериев МОК. Более глобальные решения будут зависеть от общемировой ситуации и опять-таки от действующих рекомендаций МОК», – отметил Дворкович.

Получается, для одних федераций рекомендации Международного олимпийского комитета открывают пространство для расширения допуска российских спортсменов, в то время как другими они используются как повод для ужесточения или сохранения санкций. ФИДЕ в этой палитре выглядит контрастно – её шаги по интеграции уязвимых групп, от юношей до женщин, показывают, как можно балансировать в современных реалиях, поддерживая диалог с МОК и не жертвуя при этом спортсменами и спортивными принципами.
Это не просто послабления – это модель работы для других спортивных организаций, указывающая, что в условиях плотного внедрения политики в спорт всё равно остаётся пространство для ходов, ведущих к примирению.







