Крамник: Проблемы шахмат не связаны с контролем времени

Чемпион мира Владимир Крамник второй раз в карьере стал обладателем шахматного «Оскара». О прошедших и предстоящих турнирах, новом контроле времени и Олимпиаде-2014 Владимир Крамник рассказал в интервью «Известиям».

Чемпион мира Владимир Крамник второй раз в карьере стал обладателем шахматного «Оскара». О прошедших и предстоящих турнирах, новом контроле времени и Олимпиаде-2014  Владимир Крамник рассказал в интервью «Известиям». Ниже мы приводим самые интересные выдержки из этого материала.  

- Как вы оцениваете ваши последние успехи? Второй «Оскар», выигрыш сильного турнира в Монако, победа в матче с венгром Петером Леко и поражение от Левона Ароняна...

- Для меня эти турниры носили скорее тренировочный характер. Надо было поиграть, потому что серьезных турниров последнее время у меня не было. Хотя, наверное, я зря согласился играть два матча подряд — с Леко и Ароняном. Подустал, и у меня не было свежести.

- Вы уже начали подготовку к турниру на звание чемпиона мира, который состоится в сентябре этого года в Мексике?

- Подготовка начнется сразу после окончания турнира в Дортмунде, который пройдет в конце июня - начале июля. Затем я хочу поехать 7 июля в соседний Кельн на бой Виталия Кличко, который всегда приглашает меня на свои выступления.

- Два месяца - не слишком мало?

- Всегда мало, даже год мало. Всегда найдется над чем потрудиться. Но начиная с марта моя работа — это в какой-то степени подготовка к первенству мира.

- И что для вас самое тяжелое?

- Самое трудное, готовясь по 10 часов в день, сохранить творческий подход. Чтобы шахматы не превратились в рутину, надо находить новые идеи. Нужен баланс: и многое успеть при подготовке, и сохранить свежесть. И даже мне, человеку опытному, это не всегда удается.

- Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов предложил ввести новый контроль времени: 1 час на всю партию + 10 секунд за каждый сделанный ход...

- Я пока в этом сам не разобрался. Считаю, что если в шахматах есть какие-то проблемы, то они не связаны с контрольным временем... - это, на мой взгляд, вопрос не принципиальный. Я бы предпочел не экспериментировать.

- Сейчас много говорится об организации серии турниров, подобных Большому шлему в теннисе...

- У нас уже есть так называемый турнир АШП (Ассоциации шахматных профессионалов), в котором учитываются результаты всех более-менее значимых турниров. И в конце года проводится турнир восьми сильнейших игроков по итогам года — все это организует АШП. В новшествах типа Большого шлема я не вижу необходимости.

- Вы теперь стали еще и олимпийском послом «Сочи-2014»...

- Было бы совсем неплохо, если бы в России, наконец, состоялась Олимпиада, которой не было с советских времен. Кроме того, это мой регион, я там родился. Если Сочи получит право на проведение Игр, то туда пойдут большие инвестиции, и весь наш край может превратиться в курорт европейского класса. Да и мне это приятно - в Туапсе живут родители, брат. Наверняка появятся международные линии в Сочи, и мне будет легче летать домой из Парижа.

- Если позволите, поговорим о ваших коллегах. Не сделал ли Каспаров неверный ход, посвятив себя исключительно политической игре?

- Это его выбор. Мне казалось, что в последние годы ему стало тяжелее выступать - для шахмат он уже в возрасте. Я могу его понять: в шахматах он добился всего, что можно. А после 40 лет рассчитывать на усиление игры трудно. Конкуренция высокая. Честно говоря, мне не очень импонирует то, чем он сейчас занимается. У него экстремистские взгляды - очень черно-белые, и я не согласен со многим из того, что он говорит.

- Часто ли вы даете сеансы одновременной игры?

- Любителям шахмат всегда очень интересно увидеть и сыграть с живым гроссмейстером. И обычная форма общения, встреча с аудиторией - сеанс одновременной игры. Когда я был маленьким, я сам так играл с Каспаровым. Для меня это было сверхсобытием. Сейчас я с удовольствием даю сеансы, которые, конечно, к серьезным шахматам отношения не имеет.

Новости. Шахматы