«В будущем люди будут подольше играть». Ярослав «NS» Кузнецов – о киберспорте
Ярослав «NS» Кузнецов по праву является одним из самых узнаваемых лиц в российском киберспорте. Мы решили встретиться с ним и задать насущные вопросы.
«Летчиков-истребителей списывают со
счетов только с 40 лет, а там реакция еще более важна»
- Ярослав, ты по праву считаешься одним из самых лучших игроков России в Dota, пусть и бывшим. Нет ли желания вернуться на pro-сцену в качестве игрока?
- Желание отсутствует. Я уже полностью для себя решил, что закончил карьеру.
- 28 лет для «дотера» это приговор?
- Нет. Существует такое мнение, что киберспорт подходит для людей только в
возрасте с 18-ти до 22-х лет и все. На самом деле это не так. Просто настоящий
киберспорт начался 5 лет назад, с первого International, в тоже
время League of Legends начала активно развиваться, как и Counter-strike Global offensive. До этого
компьютерный спорт был вообще чем-то непонятным. Пять лет назад 18-ти летние
ребята стали становиться звездами, начинали получать багаж знаний и становились
топовыми. Теперь им уже по 25-27 лет и они все так же играют и часто
выигрывают.
- То есть они еще просто не доросли до
предельного возраста?
- Да. Более того, у нас есть по CS:GO поляки наши известные, там
вообще под 30 лет некоторым ребятам, но они постоянно что-то крупное выигрывают.
Этот стереотип я бы отбросил абсолютно. Могу и сам сейчас играть, хоть мне и 28
лет - дело не в возрасте, а именно в том, что это морально надоело.
- А как же реакция?
Ведь скорость ее с возрастом угасает.
- Это вообще так не работает, нет такой проблемы.
Возвращаясь к тем же полякам – им по 30 лет, а каких-то проблем с реакцией у
них я не наблюдаю. Например, летчиков-истрибителей списывают со счетов только с
40 лет, а там реакция еще более важна.
- Как раз Pasha
Biceps недавно заявил, что собрался играть в CS до 40 лет. Так какой порог по возрасту для киберспорта?
- Это покажет только время. Нет ни одного человека в 40 лет,
который бы играл в какую-то игру. Я считаю, что киберспорту сильно не хватает
именно внедрения профессионалов в медицине, психологии и других специалистов,
которые проводили бы тесты, писали работы на эту тему, но их даже близко нет
здесь. Просто киберспорт еще не настолько старый и люди не успели состариться.
А те, кто пытался начать в киберспорте в 30 лет ничего добиться не смог. Нужно
начинать лет в 14 или еще раньше.
- В киберспорте есть
проблема быстро стареющих звезд, вот как с ней бороться? Ведь тренерских и
комментаторских мест не хватит на всех.
- Это все индивидуально. В будущем люди будут подольше
играть. Тех, кто завершал карьеру вместе со мной - много. Сейчас в любой серьезной
киберспортивной команде есть хорошие условия и тебе остается только играть и
все. Когда играл я, условия были настолько тяжелые, что многие люди просто
морально уставали от всего. Сейчас уровень вырос в сотни раз.
- Как думаешь, есть
ли смысл вводить в киберспорт возрастные дивизионы?
- Никогда не думал об этом, но считаю, что нет. Точно не
сейчас. В спорте вводятся возрастные ограничения из-за физической формы, но
здесь этого нет. Этим киберспорт и хорош, что здесь все равны, было бы желание.
«Я вообще удивляюсь, как новые люди в «доту» приходят»
- У тебя отличный
видеоконтент по «доте». Сколько времени уходит на подготовку каждого отдельного
ролика?
- Все зависит от сложности конкретного ролика. От пары часов, до пары дней.
Самые тяжелые работы занимают три дня. Работать больше трех дней над одним
роликом я не могу себе позволить. Поэтому выбираю такие форматы, в которые
можно уложиться за два дня.
- Их так много тобой
уже выпущено. Идей для будущих видео хватает?
- Всегда можно найти много нового. Dota очень вариативная
игра: это 110 героев, куча разных ситуаций, вариаций и прочего - здесь всегда
есть о чем рассказать. Идеи точно не кончатся.
- Есть ли у тебя
такая идея, связанная с киберспортом, которую ты пока не можешь реализовать, но
планируешь в будущем?
- Нет. Я не вижу себя в роли организатора. Мне не интересно
организовывать, мне интересно участвовать.
- Почему у российских
Dota 2 коллективов в последнее время не получается на мировой
арене?
- Думаю, проблема в том, что у нас произошла быстрая смена
поколений. Очень много опытных игроков ушло и много молодняка пришло. Молодняк
хорош тем, что горит огнем: он хочет развиваться, учиться играть, а у бывалых ребят
нет этого огня, но зато есть опыт. Симбиоз из опытных и молодых очень хорош, например,
множество команд, которые побеждают это доказывают.
- А в наших командах этот симбиоз есть?
- У нас так получилось, что в командах 5
человек молодых или наоборот старики вместе собрались и этого симбиоза нигде
нет. У нас половина команд без тренеров играют до сих пор, что достаточно удивительно.
В мире уже все коллективы обзавелись тренерами и это очень важно. Плохо ведется
тренерская и менеджерская работа. Кадровые вопросы, как правило, решают сами
игроки внутри команды, а они просто зовут друзей. Если выбор идет между парнем,
который делает что-то лучше или парнем, который
делает чуть хуже, но он друг, то выбор зачастую падает на второго.
Обычно так и происходит, а должен тренер и менеджер решать подобные вещи.
- Недавно читал на твоей страничке
Вконтакте обращение к игрокам в «доту» вести себя более культурно. Это
проблема?
- Это огромная проблема. Люди не отдают себе отчет и делают в
игре все, что захотят. Выплеск негатива ведет к тому, что эта цепная реакция
никогда не закончится. Я вообще удивляюсь, как новые люди в «доту» приходят. В
каждой второй игре происходит что-то негативное. Хоть «начни с себя»
- это достаточно глупая вещь, но здесь по-другому и не скажешь. Я уверен, что
будет приятно играть, если каждый человек будет позитивно относиться к тому делу,
которым он занимается.
- То есть только так
можно побороть проблему?
- Я считаю, что это лучший способ. Можно ввести какие-нибудь
санкции, но это не поможет. Люди попадают из обычной игры в «лоу
приорити» (серия игр для нарушителей правил – прим. редакции) и там все еще хуже.
- Скажи, по-твоему
какой MMR должен быть у киберспортсмена, чтобы
он мог рассчитывать на приглашение в профессиональный клуб?
- От 7500 ММР. Люди играют профессионально и меньше 6000,
потому что относятся к MMR'у не как к чему-то важному. Им важнее турнир
выиграть, а рейтинговая игра - это тренировка. Есть много людей на 5000,
которые играют неплохо и с небольшой помощью профессионалов могли бы играть на
серьезном уровне. Но никому не нужны люди с таким количеством MMR, потому что
тяжело понять хорошо они играют или нет. Профессионалы не смотрят на людей с
5000 и 6000, а только с 7000+, потому что это рейтинг топ-100 и с такими
показателями уже можно работать.
Рейтинг – всему голова. Все, что вы хотели знать о MMR, но боялись спросит
- В России есть дефицит dota2-игроков определенного амплуа?
- Я бы сказал, что особо нет. Кроме одного: координаторов не
существует, капитанов-координаторов ни одного нет в СНГ.
«Считаю, что киберспорт лет через 50 вытеснит спорт обычный»
- Тебе хватает заработка
в киберспорте для комфортной жизни?
- Да.
- Планируешь ли в
будущем сменить сферу деятельности?
- Никогда нельзя загадывать. Скорее всего, нет. Из игровой индустрии я точно не уйду, но то
что буду менять сферу деятельности в создании контента и видео на какое-то другое
через некоторое время, то это вполне вероятно. Просто не люблю стоять на месте.
- А может тренером?
- Тренерством нужно было заниматься сразу. Когда долго не
играешь, то немного притупляются ощущения.
Можно все неплохо воспринимать со стороны, но если ты не погружен в процесс постоянно, то какие-то вещи упускаешь. Сейчас я бы мог заняться этим, но тренерство
это работа с полноценной занятостью, в том смысле, что ты должен все время
проводить с командой и больше команды заниматься «дотой». У меня нет столько
времени, так как занимаюсь созданием видео. Либо я буду плохо тренировать и
плохо делать видео, а я так не люблю. Я лучше сделаю что-нибудь одно, но
нормально сделаю.
- Если по честному,
за 11 лет в «доте» сама игра не надоела?
- Именно как игра, конечно, поднадоела. Что-то делать около игры - это совсем
другой вопрос. Но я иногда захожу с
ребятами поиграть в «доту». Я скорее устал от морального напряжения, особенно,
когда еще был капитаном, так как это дополнительная ответственность. И вот моральное
напряжение выбило меня из колеи полностью, поэтому я прекратил играть, а не
потому что мне игра надоела. Игра развивается, в ней всего много можно
придумать, патчи выходят каждые полгода, после которых много чего меняется.
Игра уникальна, хоть там всего одна локация, в ней миллиард возможностей и
каждый раз происходит что-то новое. Тут дело в том, что я потерял интерес к
соревновательной части.
Королева бала. Как Dota 2 становилась важнейшей киберспортивной дисциплиной
- А в другие игры
играешь?
- Да. Я не сказал бы, что любитель игр. У меня есть
несколько игр, в которые я бы мог играть и мне они понравились, потому что в
них было что-то особенное. Мне нравилась «Готика» вторая - это любимая моя
игра, тот же Skyrim, то
есть не линейные игры, в которых можно побегать, исследовать мир.
- Как считаешь,
киберспорт это всерьез и надолго?
- Считаю, что да. Но только у меня есть по этому поводу
мнение, которое мало кто разделяет. Я считаю, что киберспорт лет через 50
вытеснит спорт обычный, но киберспорт будет совершенно другим и возможно это
будут совсем другие игры - точно не то, во что сейчас играют. Ни «Дота», ни Counter-Strike
- будет некий симбиоз спорта и киберспорта, учитывая как развиваются
виртуальная реальность это вполне возможно.
- А вот дисциплина dota 2, насколько ее хватит?
- Сейчас такой момент, что киберспорт во многих странах признается
спортом. Идет общее признание этого феномена и на такой волне игры, которые
сейчас являются киберспортивными, могут остаться надолго, несмотря на то, что
они начнут морально устаревать. Это как футбол, который въелся в умы людей и
здесь может быть так же. Учитывая то, что некоторые игры были в самом начале киберспортивного
признания: Counter-Strike, Dota
2, League of Legends и Hearthstone, они могут надолго остаться. Поэтому, если
моя теория о том, что игры будут другими не подтвердится, то в таком случае они
могут остаться и вовсе навсегда.