«Ни в одной стране такого нет». Почему российский киберфутбол уникален
Перед стартом турнира
«ОЛИМП Кубок РФПЛ по киберфутболу» мы
созвонились с руководителем Федерации
киберфутбола Юрием Сошинским и поговорили об этой
дисциплине.
Сегодня
мы публикуем только первую часть
интервью.
«Сейчас Федерация
существует за счет взносов от участников
турниров и сообщества»
- Юрий, ты
руководитель Федерации киберфутбола
России, расскажи о ней подробнее.
Федерация это просто красивое название
или оно имеет под собой какие то правовые
документы?
- До недавнего времени
спортивную федерацию в киберспорте
нельзя было зарегистрировать официально
- федерацию по киберспорту или по
киберфутболу и вообще по чему-либо,
связанному с компьютерными играми,
потому что это не считалось спортом. С
недавних пор компьютерный спорт признали
видом спорта и это позволяет запустить
процесс создания федерации в плане
юридической легализации. До недавних
пор она только существовала в виде
красивых слов, но это не мешало нам
развивать киберфутбол и стараться
выполнять функционал спортивной
федерации. Сейчас это общественная
организация, которая будет проходить
аккредитацию, как спортивная в ближайшее
время. Уже процессы идут. С бумом
киберфутбола, который идет последний
год, у нас появились ряд партнеров и
инвесторов, которые активно помогают.
- Как давно существует
ваша организация?
- Самой идеи
создания федерации пять лет, с 2012 года
существует. А всем этим мы занимаемся
уже достаточно давно, уже более десяти
лет. Я с 99-го в киберспорте, на разных
позициях был и начинал как игрок.
-
Чем занимается Федерация киберфутбола
России?
- Наша деятельность очень
похожа на ту деятельность, которую ведет
российский футбольный союз или любые
другие федерации. Наш вид спорта проходит
этап становления и в нем много чего не
хватает. Это регламенты, какие-то
стандарты, правила поведения, регулирования
некоторых вопросов, методического
материала. Всем этим мы или уже начали
заниматься или это ещё предстоит сделать.
- Какой город можно
назвать родиной Федерации или
штаб-квартирой?
- Если так считать,
то родной город - это Ульяновск. Но мы
придерживаемся такого мнения, что в
21-м веке, как такового штаба может и не
быть. Федерация - это общественная
организация, состоящая из множества
отдельных региональных представительств,
в каждом крупном городе есть свои
представительства. Офисами их сложно
назвать, так как организация только
строится, и офис мы себе не можем
позволить. Да и никогда не было особой
нужды в нем, так как в наше время вся
деятельность ведется в основном онлайн,
а офис нужен только для встреч, переговоров
и тому подобных вещей.
- И сколько у вас таких
представительств?
- На данный момент
их больше 110. Мы сотрудничаем с разными
городами, даже с населенными пунктами.
Если смотреть с правовой точки зрения,
то нам по идее должны быть интересны
только областные центры, но мы не
ограничиваемся только ими и готовы
работать с любым населенным пунктом, в
котором есть желающие развивать
киберфутбол. Такая позиция лучше и так
мы можем охватить большую аудиторию,
ведь желающих очень много.
- А людей то сколько
работает в Федерации?
- Если брать
глобальные процессы, начиная от самой
идеи и ее развития, то тут немного людей
участвует, около 15-ти человек. А так в
каждом городе есть представитель: где-то
один, где-то несколько и у каждого своя
команда, которая участвует в процессах
развития.
- А за счет чего
вы живете? Есть ли инвесторы?
-
Изначально федерация - это общественная
организация, которая преследует
некоммерческие цели. Чтобы развить
киберфутбол нам нужны были спонсоры,
но с нуля привлечь спонсоров к любому
процессу очень сложно, а развиваться
как-то нужно. Нами был построен процесс,
который позволяет существовать в
автономном состоянии и не от кого не
зависеть. Сейчас мы также можем себе
позволить не зависеть от спонсоров, так
как существуем за счет взносов от
участников турниров и сообщества.
В Европе турниры по киберфутболу собирают огромное количество зрителей.
«Российский киберфутбол ни в чем не уступает зарубежному»
- С Федерацией
компьютерного спорта или холдингом
Esforce вы как-то
поддерживаете контакт?
- Эти
организации вообще не похожи друг на
друга. Если брать Esforce, то
это коммерческая организация, с которой
мы с удовольствием бы посотрудничали,
если бы им это было интересно. Когда
холдинга еще не было, то FIFA
как дисциплина не была интересна, а
сейчас это изменилось. В свете последних
событий и интерес от них уже есть, наличие
уже хотя бы интервью со мной на их сайте
это подтверждает. С федерацией
компьютерного спорта мы не сотрудничаем.
После того, как было объявлено о том,
что WCG прекращает свое
существование нами было принято решение
развивать дисциплину своими силами.
- Как в целом оцениваешь
развитие киберфутбола в России?
-
Развитие набирает обороты. Момент
создания федерации, на мой взгляд, такое
уникальное явление для мира, ни в одной
другой стране нет такого. Одной из причин
создания федерации киберфутбола стало
то, что команды и киберспортивные
организации несколько лет назад, начали
создавать различные организации для
отстаивания своих прав и это послужило
одним из стимулом для нас. Есть еще один
момент, если турниры будет организовывать
какая-то крупная федерация, то шансы
взаимодействовать с крупными спонсорами
вырастают в разы.
- Какое место у
киберфутбола в российском киберспорте?
-
Если брать российскую систему, то здесь
можно нас во вторую группу популярных
дисциплин включить, а в некоторых
регионах может даже в первую. Турнир по
киберфутболу может собрать больше
участников, чем турнир по CS
или по Dota 2. У нас все в России не так, как
в Европе. Турнир по CS или
по Dota 2 в некоторых регионах невозможно
проводить, потому что нет ни техники,
ни спонсоров. Турниры по киберфутболу
проводятся намного легче в плане
технического оснащения, также они могут
проходить в автономном режиме. Например,
с тех же взносов участники могут позволить
себе сформировать достаточно приличный
призовой фонд, что позволит проводить
турнир регионального масштаба, который
может собирать достаточно большое
количество аудитории. Для спонсоров
поддержать турнир в одиночной дисциплине
может быть проще, потому что 50 тысяч
рублей в CS - это очень
несерьезный призовой фонд даже для
регионов, а в киберфутболе это позволит
собрать до 128-ми и более участников на
турнир даже не в самом большом городе.
«ОЛИМП Кубок РФПЛ по киберфутболу». Гид по турниру
- Ты, наверное, следишь
за киберфутбольными турнирами за
рубежом. Что у них есть такого, чего нет
у нас?
- Всегда, что отличало Европу
от нас - это наличие киберфутболистов
в киберспортивных командах, даже не в
самых крупных командах были эти игроки
всегда или были команды, которые только
основываются на киберфутболе. Также в
Европе в отличие от России намного проще
работать со спонсорами, которые готовы
поддерживать даже не самые топовые
команды. Но это применимо ко всему
киберспорту в целом. Например, в Германии
уровень жизни выше и там консольное
комьюнити было сильнее развито, а
следовательно и киберфутбольное. Сейчас,
если приложить немного усилий, мы можем
задавать тренды в киберфутболе, потому
что федерацию еще никто не делал в мире
и не пытался работать с дисциплиной в
таком формате. Такая работа позволяет
объединить сообщество, а также придать
ему вид реального спорта. Единственное,
что сейчас нам не хватает это какой-то
финансовой поддержки со стороны
глобального спонсора, но мы над этим
работаем.
- А как ты отнесся к
инициативе NBA
создать лигу по кибербаскетболу, где
будут играть 5 на 5? В киберфутбол возможно
играть 11 на 11?
- У нас это уже есть.
Идея от NBA не нова, но единственный плюс
в кибербаскетболе в сравнении с футболом
- пять человек и это меньше затрат. У
нас в киберфутболе есть режим 11 на 11,
где каждый играет за своего игрока, но
там куча недоработок и вывод его в офлайн
связан с большим количеством проблем,
а без офлайн-части очень тяжело развивать
любую киберспортивную активность.
- Высок
ли уровень российских киберфутболистов
по сравнению с игроками из других
стран?
- На данный момент мы ничем
им не уступаем. Единственное, что в
странах Европы, а именно Франции,
Германии, Дании, Голландии количество
топовых игроков, которые могут бороться
за любые места на международных турнирах,
конечно же, больше. Если у нас их от пяти
до десяти, то, например, в Германии их
может быть тридцать и все они будут
готовы биться за призовые места. Это
связано с уровнем жизни, ведь до недавних
пор наши игроки просто не могли позволить
себе выезжать за границу и участвовать
на международных турнирах. Также размеры
страны многое не позволяют. Если бы мы
развивали федерацию киберфутбола в
масштабах Германии, то это было бы
намного проще. Например, с тем же дальним
востоком тяжело работать из-за большой
разницы во времени.
- Чемпион России по
киберфутболу какое место способен
занять на Чемпионате мира?
- Он может
занять любое место на самом деле. Может
биться за первое место в том числе. Если
брать 2013 год, то Роберт «Ufenok77» Фахретдинов,
которого подписал ФК «Уфа», занял
второе место на ESWC, а если
брать 2015 год, то он выиграл международный
чемпионат на Мальдивах, а в 2016 наш игрок
– Андрей «Timon» Гурьев
смог выйти в четвёрку лучших на
гранд-финале ESWC 2016 в
Париже.
В материале использовались фотографии с личной страницы Юрия Сошинского Вконтакте.