По прозвищу зверь

null
news

ЭКСТРИМ

 «ФОРМУЛА-1» НА ВОДЕ

 Безумные гонки в бухте на скутерах, или, попросту сказать, на лодках, – вот что такое «Формула-1» на воде. На скорости свыше 200 км/ч гонщик испытывает сильные физические нагрузки – такие, что у него даже не хватает сил убрать руки с руля. При входе в поворот реактивная струя воды, выбрасываемая соседней лодкой, лишает гонщика обзора, и маневрировать приходится вслепую.

Только один россиянин – Станислав Курценовский обладает достаточным мастерством для участия в экстремальных гонках на скутерах. В Санкт-Петербурге с 1991 по 1998 год регулярно проходили этапы чемпионата мира. За последние шесть лет проведения «Формулы-1» на воде погибли девять гонщиков, а в прошлом году разбился москвич Виктор Кунич.

БЛИЗНЕЦЫ, НО НЕ БРАТЬЯ

«Водная формула» очень похожа на своего сухопутного брата – автогонки «Формула-1». Начиная с 1981 года состязания гонщиков на воде проводятся в формате самых престижных автомобильных гонок.

Коренным отличием этих двух соревнований конечно же является «среда обитания» пилотируемых железных коней. Каждый круг в «водной формуле» абсолютно не похож на предыдущий. Порыв ветра, идущая волна заставляют гонщика во время прохождения трассы вновь и вновь принимать неожиданные решения. У наземного собрата – «Формулы-1» – нет такой сильной зависимости времени прохождения круга от внешних условий, скажем, от изменения скорости ветра. Конструкция гоночного болида позволяет ему максимально «прижиматься» к покрытию, тогда как лодка буквально парит, касаясь воды только кормовой частью. Поэтому волна, идущая от соседнего скутера, или внезапно поднявшийся порыв ветра сильно осложняют управление.

Впрочем, как во всех технических видах спорта, восемьдесят процентов успеха зависит от техники и только 20 – от человеческого мастерства. Но успех невозможен ни без одного, ни без другого.

В каждой команде две лодки и, соответственно, столько же гонщиков, а также механики, два радиомена, менеджер (всего около 10–15 человек).

Ежегодно проводятся 12–14 этапов, по итогам которых определяется чемпион мира, но очки присваиваются спортсменам за места с первого по десятое, а не с первого по шестое, как в автогонках.

Обычно в субботу проходят квалификационные заезды, определяется поул-позишн.

В воскресенье в течение 50 минут проходит сама гонка по круговой трассе на озере, реке или в закрытой бухте. На старт заявляются 24–25 лодок. Пилоты, допущенные к соревнованиям, должны иметь суперлицензию. Всего в мире около 40 человек владеют данным документом. В России действующая суперлицензия есть только у Станислава Курценовского.

ОДИН В МОРЕ – ВОИН

Чуть больше двух лет назад Станислава пригласила к себе латвийская команда. Почему латвийская? Да потому, что в этой маленькой, но гордой стране в то время нашелся спонсор. В настоящее время идут переговоры о создании российской команды, в которой будут два гонщика.

В этом году на первом этапе в Финляндии Станислав потерпел большую аварию. И о выступлении на нескольких последующих соревнованиях пришлось забыть по объективным причинам.

В течение последних лет успех сопутствовал итальянцу Гвидо Капеллини – этакий водный Шумахер, который 6 раз становился чемпионом мира. Вплотную к нему приближался американец Скотт Гиллман, который дважды завоевывал чемпионский титул, последний из которых – в 2000 году. Но в 2001 году Капеллини смог вернуть себе титул самого быстрого гонщика.

АРАБ, ТЫ НЕ ПРАВ!

У России была уже команда из двух гонщиков: москвича Виктора Кунича и питерца Станислава Курценовского, но если бы не трагедия, произошедшая год назад...

Виктор очень неплохо выступал в течение всего прошлого сезона – занимал четвертую строчку в мировом рейтинге. Последний этап, который проходил в Абу-Даби, для него уже ничего не решал. Гонщик, занимающий третью позицию, был для Виктора недосягаем по очкам. Да и с пятого места достать его не представлялось возможным.

Со старта до первого поворотного буя было метров пятьсот, что не так много для того, чтоб на скорости свыше ста километров в час вырваться вперед и занять удобную позицию для входа в поворот. У арабского пилота Аль Квабаси, известного агрессивной манерой поведения на воде, к тому моменту «накопилось» две желтые карточки за опасную езду и за столкновение. Как говорят очевидцы, он изрядно нервничал перед стартом. Через мгновение после старта арабский гонщик наехал на корму лодки Виктора, и ее развернуло на сто восемьдесят градусов…. Два лобовых столкновения, и гремучая смесь из брызг вперемешку с осколками взметнулась к знойному солнцу. Вздох ужаса пронесся раскатистой волной над, казалось, безмятежной бухтой.

Спустя 9 дней в госпитале Виктор скончался от многочисленных ран.

Семья российского гонщика до сих пор не может получить страховку потому, что Аль Квабаси не признает за собой вину. По арабским законам человек, на чьей совести лежит кровь другого, должен выкупить ее у родственников либо ему отрубают голову.

КАЖДАЯ ГОНКА – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ

На пляже, неподалеку от которого проходят соревнования, гонщик чувствует себя королем. Им очарованы все прибрежные красавицы.

Как-то Станислав заметил, что после захватывающий гонки случаются на берегу разборки между пилотами. Главное в этот момент, чтоб комиссар соревнований ничего не заметил, а то попадет обоим.

Гонщики в большинстве своем люди принципиальные и импульсивные. Пару лет назад на этапе в Болгарии Капеллини ворвался в судейский офис и молотком разгромил все компьютеры из-за того, что электронная система отсчета времени добавила к его фактическому результату почему-то секунду, и он оказался на втором месте. За эту выходку горячего итальянского парня штрафанули на десять тысяч долларов и дисквалифицировали на два этапа.

НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕТИТЬ ДОЖДЮ ИДТИ

Есть нечто выше тебя, то, что управляет тобой. Нельзя запретить гонщику участвовать в соревнованиях, нельзя запретить лить дождю.

– Станислав, дух гонщика у вас в крови, а как вы чувствуете себя за рулем автомобиля на улице?

– С удовольствием гоняю по родному Питеру на «Ауди-А8». Я готов к тому, что из семейного бюджета некоторая часть денег уходит на оплату штрафов автоинспекторам. На красный свет я не езжу. Очень благодарен гаишникам – если бы они не брали денег, то приходилось бы постоянно ходить за правами.

– Были ли у вас моменты, когда хотелось все бросить?

– Такое было трижды. Один раз в самом начале карьеры. Потом после гибели Виктора Кунича долго не мог прийти в себя. Да и сейчас после аварии в Финляндии переживаю далеко не лучшие времена….

– Станислав, как вы выводите себя из состояния морального «штопора»?

– Действительно, бывает так, что тебе хочется все бросить. Но стоит только услышать звук мотора, как во мне сразу пробуждается желание что-то делать. Сейчас как раз одна из таких ситуаций. Из-за того, что нет финансирования, я не могу выступать на всех этапах чемпионата.

СПРАВКА

СТАНИСЛАВ КУРЦИНОВСКИЙ

1982–1986 гг. – начал соревноваться в юниорских классах (SB-350, SC-500).
Лучший результат: 3-е место в классе SB-350 на чемпионате СССР.
1997 г. – участие в соревнованиях по «Формуле-500», О-700.
1998 г. – участие в чемпионате Европы в классе «Формула-500».
Лучший результат: 5-е место по Ф-500 в Боретто, Италия.
1999 г. – 3-е место на чемпионате мира в классе О-700.
2000 г. – 2-е место на чемпионате мира в классе О-500. Начал соревноваться в водной «Формуле-1». Провел четыре гонки. Лучший результат: 8-е место на этапе в Вене.
2001 г. – провел три гонки в классе «Формула-1» на воде. Лучший результат:
9-е место на этапе в Абу-Даби.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЛОДКА
Капсула из композитных материалов:
Длина:
– 6,00 метров, ширина – 2,10 метра, вес – 430 кг, бак – 120 литров.

ДВИГАТЕЛЬ
MERCURY F1 (специальный тюнинг), 2-литровый двигатель, двухтактный, цифровой впрыск топлива, мощность – 430 л/с при 10 500 об/мин.
Топливо AVGAS 100LL, потребление топлива – 120 л/час, вес – 120 кг, максимальная скорость – более 220 км/ч (136 миль/ч), ускорение 0–100 км/ч составляет 3–4 секунды.

Скутер с полной комплектацией стоит около 100 тыс. долларов.
Гоночный комбинезон – 800 долларов.
Годовой бюджет команды составляет около миллиона долларов.

Новости. Экстремальные