Белоусова и Протопопов в Бразилию ехать не захотели
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
Одним из главных событий финала «Гран-при» по фигурному катанию в Санкт-Петербурге стали не только сами соревнования, но и приуроченный к ним визит в Россию двукратных олимпийских чемпионов Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова.
В субботу, накануне официальных соревнований Олег и Людмила (оба они в один голос попросили не называть их по отчеству) решили провести открытую тренировку в родном для них ДС «Юбилейный». И если кто-то ожидал увидеть пародию на фигурное катание в исполнении двух «пенсионеров», то он жестоко ошибся – на лед выпорхнула (именно выпорхнула, настолько легкими были движения) стройная и очень красивая пара. Тодес фигуристы исполнили дважды, а затем Олег Протопопов без видимых усилий поддержал Людмилу Белоусову на вытянутых руках. Такая же легкость обнаружилась и в словах Олега и Людмилы:
— Хотим поблагодарить Вячеслава Фетисова, который пригласил нас домой, 24 года спустя. Когда он позвонил нам, и мы услышали его голос, то сразу поняли – его слова идут от сердца. «Так что сомнений ехать или не ехать у нас не было», — начал разговор после тренировки Олег Протопопов.
— А какими вам показались россияне?
— Сложный вопрос – ведь мы попали в совершенно другую страну. А у россиян – совершенно другой менталитет. Мы увидели, что рушится старое и нарождается новое. И если раньше у нас было равенство в нищете, то теперь люди стали жить гораздо лучше. Да и хамства стало поменьше. В общем, мы ощутили в России биение жизни.
— Как вас принял родной Петербург?
— Как и Москва, очень тепло. У нас вообще создалось впечатление, что здесь мы окунулись в теплый шар, внутри которого и находимся. Здесь же, в Петербурге, мы съездили на могилы моей мамы на Волковом кладбище и первого мэра города Анатолия Собчака, который помог похоронить ее. Ведь мы тогда в 1991 году еще не могли приехать в Россию.
— С кем-то из знакомых встретиться удалось?
— Да, и с очень многими. А вот моя партнерша Маргарита Богоявленская, к сожалению, уже умерла.
— Как это партнерша?
— Я ее так называю до сих пор из-за одного очень забавного случая. Нас тогда могли послать на гастроли, что называется, по разнарядке – куда угодно и с кем угодно. Вот мне и надо было кататься с Марго. А она, не в обиду ей будет сказано, весила 69 кг. В общем, после одной из поддержек у меня рука чуть ли не до сих пор болит (смеется Олег).
— Зато моя мама тогда сказала, что ты настоящий герой, — добавляет Людмила.
— Олег, а правда ли, что в свое время вам предлагали отправиться в Бразилию?
— Было дело. Нас туда хотели послать на гастроли вместе с Ленинградским балетом на льду. Мол, надо поспособствовать образованию местных жителей, которые о фигурном катании ничего не знают. Причем за каждое выступление (а их надо было дать 90 за три месяца) нам хотели заплатить по 10 долларов. Как и кордебалету. Мы отказались. Потом оказалось, что столько же полагалось и нашему другу, оперному певцу Борису Штоколову за гастроли в Финляндии, где он пел Бориса Годунова. Тогда я понял, что удивляться нечему, мы-то всего 3—6 минут катаемся, а ему полтора часа петь. В общем, «продешевили» мы тогда (улыбается).
— А когда вы уже жили в Швейцарии, с Виктором Корчным общались?
— Да, мы были довольно близки. И даже помогали ему встречать жену с сыном, когда они тоже перебрались в Швейцарию. А еще очень теплые и дружеские отношения нас связывают с другим шахматистом – Борисом Спасским. Мы ведь с ним в одном Доме пионеров в свое время занимались. Только в разных, как вы понимаете, секциях.
— Олег и Людмила, а как вам удалось сохранить не только себя, но и ваши отношения?
— В 2007 году у нас действительно будет еще одна золотая медаль – за золотую свадьбу. Просто мы всю жизнь занимаемся любимым делом. Что же касается состояния, то один питерский ученый доказал, что человек должен жить до 280 лет. Так что, может быть, мы еще только в начале пути?
КСТАТИ
В воскресенье фигуристы побывали на прямой линии с читателями «Советского спорта». Читайте об этом в ближайших номерах газеты.