Газовая камера Тамары Москвиной
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
Тамара Москвина снова будет готовить спортсменов экстра-класса. Она уже объявила о конкурсе в свою группу. Тамара Николаевна ушла из большого спорта вместе со своими последними учениками — олимпийскими чемпионами Еленой Бережной и Антоном Сихарулидзе, заключившими контракт с американским шоу «Stars on ice». А несколько дней назад она вместе со своим супругом — знаменитым тренером Игорем Москвиным окончательно вернулась в Санкт-Петербург из Хакенсака, штат Нью-Джерси, где работала в течение четырех лет.
ПИТЕРСКИЕ ДАЧНИКИ
Весть о возвращении Москвиной вызвала в Питере бурю недовольства. Особенно переживали Людмила и Николай Великовы – основные поставщики спортивных пар в российскую сборную команду: мол, начнутся интриги, переманивание учеников, дележка льда и так далее. Их раздражает эта маленькая женщина (такие, как принято считать, созданы для любви, а не для работы).
Но что они могут ей противопоставить? Она штампует чемпионов с изрядным постоянством на протяжении двадцати лет. А они в ее отсутствие не принесли желаемых «дивидендов», ведь третье место Марии Петровой и Алексея Тихонова на недавнем чемпионате мира в Вашингтоне можно расценивать скорее как подарок, нежели как заслуженный результат. Да и Татьяна Тотьмянина с Максимом Марининым, тренирующиеся в Чикаго, но у питерца Олега Васильева, сбавили обороты, уступив золото китайцам Сюе Шэнь и Хонбо Чжао.
— Вы в курсе, что Великовы боятся вашего возвращения?
— Мы с Игорем Борисовичем оставили им замечательные условия для тренировок. А теперь возвращаемся из командировки в свой дом, чего же бояться?
— У вас с Великовыми нормальные отношения?
— У меня со всеми нормальные отношения, кроме как с теми, кто говорит мне в лицо: «Я видел тебя в гробу в белых тапочках».
— Наверное, к вам выстроилась очередь из известных спортсменов?
— Ко мне просилось не так уж и много народу. Но мне много-то и не надо. Некоторым неудобно приезжать в Санкт-Петербург из Америки. Другие – начинающие, то есть не мой контингент. Третьи совсем «дачники».
— Кто из звезд к вам обращался?
— Фамилии называть не буду, люди могут передумать, потому что, когда я составлю весь список и объявлю его каждому, кто-то, например, может сказать: «Если спортсмен N будет в группе, я туда не пойду». В принципе мы с Москвиным планируем, что у нас будет не более трех пар, включая фигуристов из Японии Юко Кавагучи и Александра Маркунцова, с которыми мы уже занимаемся.
— Правда, что вы зазывали к себе Тотьмянину и Маринина?
— Нет! Вроде бы об этом говорил Васильев, но не мне, а всем остальным. А выяснять суть его претензий окольным путем я не буду, мне это неинтересно.
МИЛЛИОН ЗА ПАРУ
— Появились слухи о том, что вы создадите новую пару — Юлия Обертас (ученица Великовой. – Прим. авт.) – Сихарулидзе.
— Это достаточно странная информация, потому что пара Бережная — Сихарулидзе имеет коммерческий престиж, спортивную и патриотическую ценность, поэтому разбивать ее было бы крайне глупо. Я бы, может быть, подумала о таком варианте, если бы, допустим, между Леной и Антоном возник конфликт или она сказала бы ему: «Я выхожу замуж, а ты что хочешь, то и делай». Но у них все в порядке.
— Вы заявили, что Бережная – Сихарулидзе вернутся в сборную, если им окажут спонсорскую поддержку в размере миллиона долларов США.
— Верно, я оцениваю их ежегодную подготовку шестизначной цифрой, стало быть, к Олимпийским играм 2006 года в Турине «набежал» бы миллион.
— Зачем им, собственно, возвращаться, раз они востребованы в шоу?
— Конечно, любой спортсмен стремится в тур. Но вот он туда попал, и начинается шестьдесят выступлений за несколько месяцев. В шесть утра встал, сел в автобус, проехал пять-шесть часов, разложил свои вещички в раздевалке катка, потренировался, выступил, опять сел в автобус, приехал в гостиницу. И так каждый день в течение всего тура. Разумеется, можно брать с собой книги или домашнее печенье, но сама обстановка не располагает к ощущению счастья.
А в спорте был азарт, которого здесь нет. Но возвращаться на нулевой уровень никто уже не хочет, так как спортсмены старались, завоевывали медали, чтобы потом как-то их реализовать в материальном воплощении.
— Тамара Николаевна, если Бережная с Сихарулидзе не вернутся в сборную, а ваши новые воспитанники не оправдают возложенных на них надежд, вы будете продолжать тренировать?
— Во всяком случае, я не собираюсь уходить из фигурного катания. Вот захожу иногда на каток ЦПКиО в Питере, где сама начинала кататься. И сердце кровью обливается: общая раздевалка, непокрашенные стены. Или взять нашу базу — Дворец спорта «Юбилейный». Пришла в помещение, где тренируются дети, заглянула в туалет и чуть не задохнулась. Невозможно дышать — как в газовой камере!
И я подумала, чем мне заниматься? Тренировать фигуристов или переключиться на благотворительную работу (я не говорю, что бесплатную), «поднимать» питерские катки. Признаться, хочется и того, и другого. Но все-таки раз я умею хорошо делать то, что, кроме меня, мало кто умеет делать, то пока мне следует заниматься этим – тренировать. Но меня прямо гложут мысли о том, ну почему в той же Америке на катках и ковры, и туалеты чистые? Почему мы такого сделать не можем? Что мы, косолапые, однорукие?
КСТАТИ
Как стало известно корреспонденту «Советского спорта» в сезоне-2003/04, Москвина представит новую пару — Юлию Обертас и Сергея Славнова, которая будет претендовать на медали на чемпионатах Европы и мира.
НАША СПРАВКА
Тамара Москвина. Заслуженный тренер страны. Серебряный призер чемпионата мира 1969 года в парном катании с Алексеем Мишиным. Среди ее учеников олимпийские чемпионы Елена Валова и Олег Васильев (1984), Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев (1992), Оксана Казакова и Дмитриев (1998), Елена Бережная и Антон Сихарулидзе (2002). Замужем. Супруг — заслуженный тренер страны Игорь Москвин. Имеет двух дочерей и внучку. Живет в Санкт-Петербурге.