«Победу посвящаю папе...»
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
На завершившемся вчера в канадской Миссисоге Гран-при российские фигуристы завоевали две золотые медали. В парах лучшими были Татьяна Волосожар/Максим Траньков, а победа Елизаветы Туктамышевой стала настоящей сенсацией. 14‑летняя воспитанница Алексея Мишина и Светланы Веретенниковой выиграла на первом в своей карьере этапе Гран-при. А вскоре дала необычное интервью нашему корреспонденту…
ЛИЗА ТУКТАМЫШЕВА: ПАПА НИКОГДА МЕНЯ НЕ ОСТАВИТ
14‑летняя Лиза словно бы и не заметила грань между юношеским и взрослым фигурным катанием. Выиграв в прошлом сезоне первенство России среди юниоров и два этапа юниорского Гран-при, осенью этого года она победила на престижном коммерческом турнире в Японии и взяла уже взрослый Гран-при в Канаде.
Весь вчерашний день российский телефон Туктамышевой упорно выдавал назойливое «аппарат абонента выключен или находится вне зоны действия сети». Лизу удалось разыскать в социальной сети, куда она заглянула на минутку перед утренней тренировкой. Последнее сообщение на стене ее страницы: «спасибо всем, кто верил в меня и поддерживал!!))».
– С какими мыслями ехали в Канаду. Не было страшно: все-таки первый Гран-при на взрослом уровне? – начинаем общение в чате. Признаться, немного волнуюсь – ни разу еще не брал интервью через социальную сеть. К тому же ответа от Лизы все нет и нет. Может, уже укатила на тренировку?! И вдруг спасительный щелчок в наушниках – есть ответ!
– Волнение, конечно, присутствовало, но я старалась не думать о важности старта, моя задача была просто приехать и показать то, что я могу сделать, – для своих 14 лет Лиза на удивление рассудительна.
– Алексей Мишин рассказал нам, что вы пока не чувствуете разницу между юношескими соревнованиями и взрослыми. Это правда? Вам все равно кого обыгрывать?
– Ну, можно и так сказать... – быстро набирает текст девушка.
– Кому посвящаете победу?
– Папе (в апреле этого года отец Лизы ушел из жизни. – Прим. ред.). – В августе мы с мамой и сестрой окончательно переехали из родного Глазова в Санкт-Петербург. Этот переезд немного облегчил горе, заставил отвлечься от переживаний. Но я знаю, что папа всегда со мной и никогда меня не оставит.
После этих слов Лиза извинилась и написала, что опаздывает на тренировку.
МАМА ФИГУРИСТКИ ЕЛЕНА ТУКТАМЫШЕВА: ЛИЗА НИКОГДА НЕ ПЛАЧЕТ
Мама Лизы Елена Туктамышева не полетела с дочкой в Канаду и следила за ее выступлением из Санкт-Петербурга.
– Успела увидеть только короткую программу, – рассказала она. – А вот когда шла произвольная, я ехала в поезде. Перед отъездом сказала ей: как бы ни выступила, все равно ты у меня большая умница, ни на что не обращай внимания. Кто знает, что там судьи понаставят…
– Дочь сильно волновалась перед вылетом в Канаду?
– Я чувствовала, что она боится ехать в аэропорт, нервничает. Пыталась успокоить. Не думай, говорю, что это твой первый взрослый Гран-при, считай, что очередной, обычный старт.
– Когда поняли, что Лиза – большой талант?
– Когда она начала прыгать двойные прыжки. Лизе тогда и восьми лет не было. Она не боялась выполнять такие сложные элементы. А самый настоящий шок был, когда Лиза со своим тренером Светланой Веретенниковой приехали с соревнований в Белгороде пять лет назад. Только зашли, прямо с порога говорят: «Все, скоро собираем вещи, едем тренироваться в Питер, к Мишину». Я-то думала, ребенок съездит в Белгород, покатается для себя. А тут сразу Мишин, Петербург! Тогда окончательно поняла, что дочку ждет большое будущее.
– Почему решили отдать ее в фигурное катание?
– У Лизы с детства был полный порядок с вестибулярным аппаратом. У нас дома стояла шведская стенка, так дочка могла на ней кружиться по десять раз на дню. Вот и решили с мужем, что надо ее энергию направить в правильное русло. А в это время тренер спортшколы в нашем Глазове Светлана Веретенникова проводила набор девочек в секцию фигурного катания. Получается, они нашли друг друга…
Лизе было пять лет, но для своей группы она уже была слишком возрастной. Остальные девчушки катались там с трех лет. Вот ей и пришлось их догонять, и так разогналась, что теперь не остановить, – смеется Елена Сергеевна.
– Этим летом вы вместе с Лизой и ее младшей сестрой переехали в Петербург. Многим пришлось пожертвовать ради карьеры дочери?
– Своей карьерой, – вздыхает мама фигуристки. – В Глазове я работала учительницей математики в школе. Там был хороший коллектив… Но и в Питере без работы тоже сидеть не буду. Алексей Мишин очень помог, чтобы меня устроили в школу преподавателем.
– Часто жалеете дочь, которой в 14 лет приходится постоянно быть вдали от дома, тренироваться по несколько часов в день?
– Нет. С тех пор как она пришла в фигурное катание, ей всегда было трудно. Но я никогда не порывалась забрать ее из секции. Лиза же сама никогда не будет ныть, жаловаться, что ей трудно. Все в себе держит. Знаете, она даже грудной никогда не плакала! Только когда начнешь ее жалеть, могла разреветься.