Чемпион мира Илья Авербух: «Ну какой из Кацалапова узбек?!» Знаменитый хореограф – о танцах в Лондоне, скрытых драмах и подводных течениях
Канадская публика ведет себя безобразно. Катя Боброва и Дмитрий Соловьев выходят на лед, а народ, демонстративно позевывая, тянется к выходам. Все, что хотели, они уже увидели. А русские – это не так уж и важно. Со столь неприкрытым пренебрежением сталкиваешься редко.
«ЖУЛИН – КАК СВЕЖИЙ ВЕТЕР»
Между тем третье место Бобровой и Соловьева в коротком танце несет в себе такую глубокую стратегическую, политическую и драматическую смысловую нагрузку, что есть повод набрать номер Ильи Авербуха, находящегося на далеких гастролях.
– Илья, мечты о танцевальной бронзе сочинской Олимпиады материализуются, не так ли?
– Чемпионат мира пока полностью оправдывает мои ожидания. Я не раз повторял, что Волосожар и Траньков готовы выиграть золото, а в танцах мы уже можем бороться за бронзу. Пока все к этому и идет. А за Катю и Диму я очень рад. С канадцами Вирчу/Мойр и американцами Дэвис/Уайт они спорить еще не могут, но то, что они опередили огромное количество других претендентов на роль третьих, мы можем смело называть словом «победа». И в первую очередь, я считаю, это победа Саши Жулина, их тренера. Он смог вдохнуть в эту пару новую жизнь. Хватило бы этого запала еще на олимпийский сезон…
– Короткий танец обычно смотреть скучно. Все очень похожи. Польки, вальсы. Но постановка Жулина в исполнении Бобровой и Соловьева – едва ли не единственная, в которой присутствует драматургия. Они не просто вальсируют, они рассказывают историю встречи и расставания. На балу.
– Саша поставил и отшлифовал им программу до блеска. Он все-таки многое вынес из телевизионных проектов и благодаря этому принес в танцы свежий ветер, потому что на телевидении мы с ним оба стремились вкладывать душу, поэтому его пара так выделяется на фоне остальных. Я назвал вальс Бобровой и Соловьева удачей Жулина, а полька Ильиных и Кацалапова с их девятым местом – явная ошибка Коли Морозова. И дело даже не в том, что ребята были не на высоте в твизлах, а в том, что это изначально очень неудачная постановка. «Узбекская полька» – за всю свою жизнь я никогда не слышал о существовании польки в Узбекистане! Наверное, программа поставлена главным образом под Ильиных, но Никита… О том, как смотрится Никита в такой роли, тоже нужно было думать, какой из Кацалапова узбек?
– Не считаете ли вы, что Ильиных и Кацалапов совершили роковую ошибку, уйдя два года назад от Жулина? Они уходили из-за седьмого места на московском чемпионате мира, а спустя два года они девятые…
– После произвольного танца будут повыше, но дело не в этом. Нет смысла рассуждать о таких вещах. Коля Морозов в прошлом сезоне им очень многое дал, они прибавили. А в этом им стоило сразу же брать быка за рога, как это сделали Боброва и Соловьев, обыгрывая своих основных соперников в боях за право стать третьими в мире. Лена же с Никитой неудачно выступили на российском этапе Гран-при, на японском, в финале Гран-при и только на чемпионате Европы поборолись с Бобровой и Соловьевым, проиграв им всего 0,11 балла. Думали все поправить на чемпионате мира, но видите, что из этого вышло. Такое ощущение, что они недорабатывают на тренировках, поэтому тренеры здесь ни при чем. Они чувствуют, какие они яркие, талантливые… И это правда! На самом деле я считаю, что именно Лена Ильиных и Никита Кацалапов будут бороться за золото Олимпиады, но уже в следующем олимпийском цикле. Сейчас неофициальный статус первой пары сборной они профукали.
«КАНАДЦЕВ ДАЖЕ НЕ ТАЩАТ, И ЭТО СТРАШНО»
– Вы часто упоминаете, насколько важно, кого в стране считают первой парой. А разве не может быть двух сильных пар и пусть судьи сами выбирают?
– Априори так и должно быть. Но на Олимпиаде так не бывает. Те времена, когда на пьедестале стояли два или три наших танцевальных дуэта, канули в прошлое безвозвратно. Сейчас этого никто не допустит. В наши дни мировое фигурное катание отстраивает принципы разнообразия, соответственно каждая страна, чтобы что-то получить, вынуждена кем-то жертвовать, с кем-то делиться.
– Олимпийским чемпионам Вирчу/Мойр после короткого танца Боброва и Соловьев проигрывают всего 3,82. Можно ли перешагнуть эту черту?
– По-моему, ребятам не стоит думать об этом. Им бы удержать третью позицию. А для Вирчу и Мойр это такой звоночек: правильно ли было так поступать с Игорем Шпильбандом, который давал им технику и делал это потрясающе?
– Удержать третью позицию… Французы Пешала и Бурза раздают интервью, что бронза в любом случае достанется им и русским с ними не справиться. В этом есть доля истины или чистый блеф, как в покере? В покере, кстати, еще и полублеф бывает.
– Я очень люблю эту пару, но Натали и Фабьен прошли свой пик, все это прекрасно понимают, в том числе и они сами. Не случайно их не было на чемпионате Европы: они чувствовали, что боя с нашими парами им не выдержать. А на чемпионате мира можно пользоваться благосклонностью североамериканских судей, которым предпочтительнее вслед за своими видеть на третьей ступеньке французов. Французы этой ступенькой будут довольны, и ничего им больше не надо. А русские используют ее как трамплин.
– Как вам нашествие канадцев на чемпионате мира в целом? Держа в уме командный турнир в Сочи, от этого становится не по себе.
– А от того, что все это по делу и их нисколько не тащат, мне, например, не то что не по себе, а даже страшно становится. От Патрика Чана такое ощущение, что он катается на одном стадионе, а все остальные на другом, настолько велика разница в классе. Канадскую пару Дюамель/Рэдфорд не поставили в короткой программе на первое место, по-моему, только потому, что они канадцы и чтобы не давать повода для обвинений в тенденциозности. О Вирчу/Мойр, оказавшихся вторыми после американцев, при том что катаются они еще и в родном городе, я вообще промолчу.
ВОЛОСОЖАР И ТРАНЬКОВ – ЧЕМПИОНЫ МИРА!
Максим упал, но, к счастью, не на элементе. В остальном прокат произвольной Волосожар и Транькова получился феноменальным. Если бы не это падение, за произвольную Таня и Максим получили бы 150 баллов!
Инесса РАССКАЗОВА
Более 20 баллов они выиграли у четырехкратных чемпионов мира Алены Савченко и Робина Шолковы.
«Идеально, идеально!» – шептала Нина Мозер, обнимая Таню. А помощник Нины Мозер Станислав Морозов в это же время сдержанно, по-мужски пожимал руку Максиму.
Когда же в последний раз наши пары выигрывали чемпионаты мира?! Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, 2005 год. Через год они же победили на Олимпийских играх.
И с тех пор была тишина. Эту затянувшуюся на 8 лет тишину вчера в канадском Лондоне прервал другой Максим – Траньков. И другая Татьяна – Волосожар.