Злато-серебро! Как наши пары стали первыми
Траньков падает на колени, едет по льду, зарывается лицом в руки. Таня Волосожар плачет. Нина Мозер распахивает крылья пончо, чтобы их обнять. По сочинской традиции Максиму передают бейсболку с «Россией».
Оценки хорошие, прокат волшебный! Но скоро выйдут немцы, их давние соперники немцы, от которых добра не жди...
Нет, Алена Савченко падает. Немцы только третьи! А две наших пары, Волосожар и Траньков, Столбова и Климов — это золото и серебро Олимпиады!
… А ведь расстановка в произвольной программе, кстати, изначально мне очень не понравилась. Вызывала вопросы. Савченко и Шолковы катаются последними — это хорошо, или плохо?Три моих спонтанных встречи с фойе — с великими Васильевым, Дмитриевым, Москвиной... И три абсолютно разных разговора.
О том, на что бы они посоветовали Тане и Максиму (мы больше говорили о них), от чего хотели бы предостеречь.
Полтора часа до выхода Волосожар/Транькова.
Олег Васильев: «Голова у Транькова перегружена больше, чем у Шолковы»
До выступления наших пар еще около полутора часов. За стеной «Айсберга», примыкающей к Олимпийскому парку, массовые гулянья, поедание хот-догов, километровые очереди за блинами с икрой и ломтями пиццы. В «Айсберге», напротив, в буфетах жуют наспех, такое впечатление - что все немного нервничают. Все, кто имеет отношение к России, по крайней мере.
По коридору бежит олимпийский чемпион Сараево Олег Васильев, бывший тренер Транькова, тренер олимпийских чемпионов Тотьмяниной/Маринина. У Олега Кимовича, на чьей темно-синей куртки волею судеб теперь написано не «Россия», а «Италия» всего три минуты.
Он комментирует фигурное катание на телевидении, и ему нужно успеть добежать до комментаторской позиции. Васильев выводит на Олимпиаде итальянскую пару Делла Моника/Гуаризе.
Пара не очень сильная, но у Олега Кимовича давние, хорошие отношения с итальянцами, и опять же контракт, который нужно исполнять.
Васильев успевает выразить вслух несколько мыслей:
-- Немцам морально будет легче. У Робина Шолковы голова не так перегружена, как у Максима Транькова. Немцам уже нечего терять. Во всех смыслах. Это их последняя Олимпиада, и они здесь, в отличие от Ванкувера не «главные претенденты на золото».
-- Немцы катаются последними? Значит, будет возможность решить — рисковать и сделать акселевый выброс, они будут видеть оценки, и, может быть, окажется, что рисковать необязательно. Они в выигрышной позиции...
Час до выхода
Артур Дмитриев: Можно коня к водопою привести, но конь должен напиться сам
Двукратный олимпийский чемпион Артур Дмитриев, как и Васильев, работает комментатором. Артур уже освободился, выходит на перерыв. Лицо вспотевшее, «олимпийка» расстегнута, голос осип...
Вот кто должен понимать сейчас чувства Транькова, как немногие. Прав ли Олег Кимович, и у него перегружена голова?
«Я не обладаю способностью Олега Кимовича видеть голову Шолковы насквозь, - улыбается Артур. - Но должен сказать, что обоим будет непросто.
- В чем?
- На Олимпиадах просто не бывает никому. Как известно, Робин с Аленой в Ванкувере не выиграли, несмотря на то, что на это претендовали. Там они были фаворитами. Сейчас у них такая ситуация: они вроде бы как почти весь олимпийский цикл были фаворитами, фаворитами, фаворитами... Но прошлой весной проиграли Тане с Максимом чемпионат мира. Теперь уже у Волосожар и Транькова все очень удачно складывается... Давайте посмотрим. Это же очень интересно. Каждый должен победить самого себя. Кому и насколько это удастся — вот в чем вопрос...
- Савченко и Шолковы катаются последними. Кто-то любит выходить последним, кто-то ненавидит это выпивающее мозг через трубочку ожидание. Как вам вся эта расстановка?
- Для этих пар это как раз не имеет никакого значения. Вернее, имеет, но очень и очень небольшое. Определяющего значения не имеет. Обе пары такого высокого класса, что они умеют работать и первыми, и последними. У них есть опыт, будем так говорить. Если бы это была «новичковая» пара, только появившаяся, я бы мог предполагать: «Здесь это, здесь это...» Зная пару, ее слабые места. А эти умеют добиваться своего в любых условиях.
- Вы ожидали от Ксении Столбовой и Федора Климова такого прорыва? Идут же на олимпийскую медаль!
- Я удивлен, в хорошем смысле слова. И это прорыв, который нам необходим. Так мы потихонечку восстанавливаем позиции в парном катании, которые были утеряны одно время. Хотя потенциал Ксении и Федора виден был и раньше. Они и по сезону шли очень хорошо, на международных турнирах прилично выступали. После переезда в Москву они значительно улучшили свои баллы, и катание, начали делать тройную подкрутку, - можно обсуждать, плохо, или хорошо, - но факты есть факты. Они прибавили. Значительно.
- Артур, если вспомнить ваш опыт, опыт двукратного олимпийского чемпиона, меньше чем за час до выступления... Как описать это состояние, которое переживает сейчас Максим Траньков?
- Мысли в его голову приходят разные. Но сейчас важно как раз отключиться от всего, и думать только о том, что ты должен сделать, умеешь делать, хорошо умеешь делать. И чем меньше ты будешь думать о результате, и даже о зрителях, как это ни печально прозвучит — даже о тренере. Ты должен сконцентрироваться своей работе, совместной работе, на темпе. Оценить взглядом расстояние, лед... Должна быть абсолютная концентрация! Я очень бы хотел, чтобы они ее не потеряли. Очень легко потерять эту тонкую грань, баланс между координацией и выразительностью.
- Может тренер как-то помочь?
- Тренер может пытаться как угодно помочь, можно коня к водопою привести, но конь должен напиться сам!
На льду - последняя разминка
Тамара Москвина: Медали не дают, их завоевывают!
Все наши лучшие силы в парном катании захвачены в сети ТВ. Говорят, короткая программа с комментариями Тамары Москвиной, четырежды выводившей свои пары в чемпионы Олимпийских игр, получилась очень живой.
Но мы тут в «Айсберге» оторваны от «цивилизации». Только слышим отзывы о том, кто, что и как комментирует.
Вчера Тамара Николаевна — просто зритель.
- Это первая ваша Олимпиада в роли зрителя, первая за долгие годы..
- Мне нравится. Я люблю смотреть и просто наслаждаюсь. У меня здесь нет никакой работы, нет никаких нервов. «Спим, гуляем, отдыхаем».
- В короткой программе Волосожар и Траньков установили мировой рекорд...
- Оставьте, ради Бога, в покое все эти мировые рекорды... У нас не бег с препятствиями. Мне просто очень понравилось, как они катались. Легко, размашисто, уверенно. Нужные элементы они сделали, там, где важен был полный контроль. А потом Максим Траньков выдал такие эмоции... Но я даже до конца не уверена, были ли это его эмоции, или очень хорошо отрепетированное актерское мастерство. Молодец! Наконец он владеет собой на протяжении всей программы!
- Что бы вы сказали Тане и Максиму, если бы были их тренером?
- Я бы сказала: «Отрешитесь от всего, закройте глаза, закройте уши, представьте себе, что вы окружены родными стенами вашего тренировочного катка. Нет никакого шума, никакого ажиотажа. Постарайтесь в это состояние войти и... Даже буднично отработать программу. Просто откататься. Для того, чтобы погасить те чувства, которые их захлестывают, перехлестывают.
- Говорят, двух медалей России в любом случае не дадут...
- Медалей никогда не дают. Их завоевывают!
… Права Тамара Николаевна. Рассуждения о «дают» удел ни на что не способных ничтожеств. В Россию вернулось великое парное катание!
Олимпийские игры. Сочи
Фигурное катание. Спортивные пары. После произвольной программы
1. Татьяна Волосожар/Максим Траньков (Россия) - 236.86
2. Ксения Столбова/Федор Климов (Россия) - 218.68
3. Алена Савченко/Робин Шолковы (Германия) - 215.78
... 6. Вера Базарова/Юрий Ларионов (Россия) — 199.60