Марина Зуева: Мы подчеркнули женственность Липницкой

Известный тренер и хореограф Марина Зуева рассказывает о том, чем ее удивила Юлия Липницкая, которой она поставила три программы к следующему сезону
Марина Зуева: Мы подчеркнули женственность Липницкой
25 мая 2015 16:02
автор: Инесса Рассказова

Известныйтренер и хореограф Марина Зуева рассказывает о том, чем ее удивила ЮлияЛипницкая, которой она поставила три программы к следующему сезону. Как онаотреагировала на то, что танцы могут исключить из программы Олимпийских игр. Освоей мечте, связанной с облаком цветущей сакуры и ожидании японской девочки,длиной в восемь лет. И, наконец, о том, каким образом ее пара Никита Кацалапови Виктория Синицына могут сделать ее по-настоящему счастливым человеком.

«РЕШЕНИЯСУДЕЙ НЕ КОММЕНТИРУЮ»

-Марина, что вы подумали, прочитав сообщение в «Твиттере» итальянского судьиДавида Молины о том, что танцы могут исключить из программы Олимпиад?

- А я дажене слышала об этом. Он действительно так написал? И почему – итальянский судья.Это французский судья, я его достаточно хорошо знаю.

- В прессе его называли итальянским судьей.

- Вот видите – это уже неправда. Значит, и все остальное –тоже. Я думаю, на это реагировать не надо.

- Чтопроисходит сейчас у Никиты Кацалапова и Виктории Синициной?

- Они уехали на летний сбор по ОФП, возвращаются в июне, имы сразу же приступаем к тренировкам. Потому что программы у нас поставлены,все готово, а в данный момент у них просто тренировочно-оздоровительный сбор. Онаших новых программах я пока говорить не буду, это преждевременно. Скажутолько, что по стилю, по характеру они принципиально отличаются отпрошлогодних. Это абсолютно новый стиль, и мне лично очень нравится то, что унас получилось. Более удобный стиль, мы поставили то, что подходит этой паре.Для короткого танца мы взяли ритмы вальс, полька и марш. Это предписанные вследующем сезоне ритмы и у нас – вот такое сочетание. Им комфортно в этихритмах работать.

-Насколько легко шли постановки?

- Быстрее и легче, по сравнению с прошлым годом. Все-такиВиктория и Никита начинают свой второй совместный сезон, и я уже лучше изучилаих специфику, специфику движений. Все новые элементы мы успели подготовить ещезимой, все новые поддержки, новые вращения.

-Возможно, мы их даже не узнаем?

- Ну почему же, вы должны их узнать. Это все та же пара –Синицина и Кацалапов. Просто я постаралась открыть их новые стороны, прекрасныестороны их внешности, линий, движений. Я надеюсь, что мы сумеем порадоватьзрителей.

- У вассостоялся какой-то обстоятельный разговор с анализом прошлого сезона, того, чтоне получилось, или вы просто перелистнули это, как прочитанную страницу, ккоторой уже нет смысла возвращаться?

- Безусловно! Мы разобрали все нюансы прошлого сезона,поняли, как нам использовать этот опыт. И в этом году постараемся извлечьмаксимальную пользу из этого опыта.

- Никита в одном из недавних интервью говорил отом, что судейство на чемпионате России было неким ответом со стороны техлюдей, которые были возмущены распадом пары Ильиных-Кацалапов. Прав ли он вэтом смысле? И поддерживаете ли вы его мнение?

- Мне очень трудно говорить на эту тему, я никогда необсуждаю решение судей. Кроме того, все пары катались в одной разминке, а я,будучи заинтересована в своей паре, наблюдала только за своей парой. Поэтому ядаже не смотрела, как катались другие. Соответственно, и комментировать я могутолько свою пару. Я могу сказать, что Виктория с Никитой откатали блестящепроизвольную программу. Это был замечательный прокат. На мой взгляд, на взглядтренера. Какое это произвело впечатление на судей – это уже второй вопрос.

- Ивсе-таки для Виктории и Никиты это стало, скорее всего, сильным психологическимударом, и вам, наверное, в какой-то мере пришлось сыграть роль психоаналитика,чтобы вывести их из этого состояния?

- Я думаю, что этап в Японии, оказавшийся для них оченьсложным, как-то повлиял на то, что произошло на чемпионате России, нарезультат… Ребята были готовы исправить все то, что было высказано им в формезамечаний от технических специалистов. Подготовиться к новому сезону болеекачественно. Я не видела разочарования, или угнетения какого-то. Мы вернулись,разобрали все этот опыт, вернулись и тут же начали работать. Музыкальныйматериал у меня уже был готов, идеи – тоже: несколько вариантов произвольной икороткой программы. Хотелось, конечно, выступить везде, на всех крупныхтурнирах, но, с другой стороны, лучше ехать на чемпионат мира, или Европы,будучи максимально готовыми…

«МУЖЧИНЫ НАЧАЛИ СМОТРЕТЬ ТАНЦЫ НА ЛЬДУ»

- В начале нового олимпийского циклараспределяются роли, уже видны новые лидеры, и их судьи будут воспринимать вближайшие годы именно так, а вы, получается, выпали из этого «большогораспределения ролей», возможно ли еще попасть в вагон уходящего поезда?

- Понимаете,вот сейчас говорить о том, что все уже «распределено и расставлено» все равно,что сказать, будто судьи неправильно судят. Что значит «расставлено»? Всезависит о того, как будут пары кататься. Посмотрите – французская пара. (Пападакис-Сизерон, ставшие чемпионамимира и Европы. – Прим. авт.). Скакого места они попали на подиум? Но они произвели очень сильное впечатление,и были соответствующим образом вознаграждены.

- Выпредставляете, как их обыгрывать?

- Произвести сильнее впечатление, еще чище кататься.

-Больше всего поражает их молодость – 19и 20 лет.

- Но они не первые, кому это удалось. Тесса Вирчу и Скотт Моир были ненамного старше, когда выиграли Олимпиаду в Ванкувере. Тессе было 20 лет, Скотту - 22. Катя Гордеева и СергейГриньков в 16 и 20 выиграли своипервые Олимпийские игры в 1988-м.Дело не в молодости, а в том, кто - свежее, в ком больше новизны, кто умеетпроизвести эстетическое впечатление, и при этом технически совершенен, тот ивыигрывает. При старой системе, при новой системе…

-Многие ругают новую систему, утверждая, что танцы стали непонятными длязрителя, а нередко и для тренера.

- Я сталкиваюсь совсем с другим. Я получаю столько писем и, что меняособенно удивило - когда женщины-тренеры пишут и рассказывают мне, что танцамизаинтересовались их мужья. Мужчины начали смотреть танцы на льду! Поэтому,когда я слышу, что зритель что-то не понимает… Может быть, зависит от того,какой это зритель, и какие танцы он смотрит.

«КО МНЕОБРАТИЛАСЬ ТРЕНЕР ЛИПНИЦКОЙ»

- Каквозник вариант вашего сотрудничества с Липницкой?

- Ко мне обратилась ее тренер.

- Вамобъяснили, чего от вас ждут, как от постановщика, или вам дали полную свободудействий и самовыражения?

- Юля сама очень активно участвовала в творческом процессе.Она молодец! И музыка, и движения… Она очень одаренный и вдумчивый человек. Ейвсего шестнадцать лет, но она так зрело воспринимает серьезную музыку, оченьмудро подходит к постановкам, к выбору музыки, очень тонко чувствуетмузыкальный материал, чувствует стиль и может работать во всех стилях! Онапровела у меня в США всего неделю, и за это время мы поставили три программы вразных стилях, и это, прежде всего, заслуга Юли – что мы смогли проделать такуюработу. Сыграли роль ее талант, ее двигательные возможности, ее желание себявыразить.

-Благодаря акселям Елизаветы Туктамышевой в женском одиночном катании всебросились в погоню за сложностью. Если порассуждать о возможностях Липницкой идругих фигуристок – возможно ли выиграть за счет программы?

- Это уже судьям решать. Многое будет зависеть от того, какисполнена программа и технические элементы. Юлю мы постарались в новыхпрограммах представить взрослой девушкой, а совсем не девочкой. Это больше недевочка, а девушка, совершенно очаровательная, с замечательной фигурой, синтересной эстетикой движений, у нее же совершенно уникальные физическиевозможности, она очень гибкая, пластичная, мягкая и женственная. Мыподчеркиваем ее женственность – это уже немножко новое качество.

- Ееполюбили и запомнили в образе девочки, с этим образом уже покончено?

- А как ее еще могли полюбить, если она и была девочкойна Олимпиаде в Сочи в свои пятнадцать лет? Но человек растет, развивается. Этоне означает, что прежние качества Юли утрачены, они просто изменились, сталиглубже, тоньше, она уже больше может выразить. Она, кстати, сама выбираламузыку – я ей предлагала варианты, а она выбирала…

- Выполностью одобряли ее выбор?

- Споров у нас не было. Как-то все мягко, хорошо прошло. Ябы очень хотела, чтобы эти программы и эта музыка принесли Юле в новом сезонехороший результат. Я вообще очень люблю женское одиночное катание, помимо Юли яначала работу с японкой Марин Хондой, подобрала ей музыку, я очень долго ждала вот такую девочку, около восьми лет… Она совсем юная итолько начнет выступать по юниорам.

-Почему именно такую девочку?

- После чемпионата мира в Токио, еще в 2007 году, меняпригласили на «Boat-Tour» - небоскребы, Токио, четырехэтажныедороги… А в самом конце мы подплыли к садам с цветущей сакурой – это розовоеоблако, висящее в воздухе мне настолько запомнилось, что это, наверное, самаякрасивая весна, которую я увидела в своей жизни. И это воспоминание меня неотпускало много лет – такая нежность, такая сила, такое потрясающее сочетаниесилы и нежности… Поэтому я попросила японских тренеров: если у вас появитсятакая девочка… И я описала девочку, которая смогла бы все это передать. И вотнаконец-то ко мне привезли такую девочку – моя давняя мечта сбылась.

- Ночаще всего к вам все-таки с постановками обращаются иностранцы?

- Обычно – да, поэтому в постановках для Юлии Липницкой ячувствовала свою особенную ответственность.

- Есливернуться напоследок к вашим непосредственным ученикам – Виктории и Никите –что они должны сделать в следующем сезоне, чтобы вы почувствовали себяпо-настоящему счастливым человеком?

- Если они смогут донести до зрителя в правильной форме то,что мы поставили, то, что мы сделали – это будет, конечно, счастье!