Русские из Америки мечтают о Москве
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
Три года назад пара фигуристов в танцах на льду Анастасия Гребенкина и Вазген Азроян блистала на пьедестале. Их выступления Елена Чайковская комментировала очень вдохновенно. «Эту пару отличают оригинальные постановки, мягкое катание и редкий музыкальный вкус!» – говорила она. Однако так случилось, что ребята расстались на время. И вот спустя три года они снова вместе.
И это случай беспрецедентный, когда партнеры вновь воссоединяются. Однако сами ребята – Вазген и Анастасия – уверены в своей победе. Этот драйв подкрепляют своими оценками знаменитые тренеры Кристофер Дин и Ростислав Синицин. Мастера с мировым именем и огромным послужным списком возлагают на своих воспитанников большие надежды. Оправдают ли их спортсмены – покажут пробные прокаты нашей сборной, которые с 1 по 10 сентября пройдут в «Лужниках». В канун волнующего и ответственного старта корреспондент «Советского спорта» встретился с дуэтом Гребенкина – Азроян, надеждой России в спортивных танцах на льду, которые сейчас постоянно живут и работают в Америке.
СЛЕЗЫ РАССТАВАНИЯ
– Почему же вы все-таки предпочли Америку? Здесь тренировки лучше или просто комфортнее?
Анастасия: Я люблю Москву! Но я люблю и дело, которым занимаюсь почти всю свою жизнь. Я впервые встала на лед в пять с половиной лет. Выступала в балете на льду Елены Чайковской, но спортивные танцы любила так сильно, что решила работать исключительно в этом направлении. В 13 лет я вместе со своим тренером Натальей Ильиничной Дубовой уехала в Америку, моим партнером стал американский фигурист. Все было хорошо, но, наверное, когда тебе всего 13, сложно быть самостоятельной, не скучать по родителям и Москве. Вот почему я вернулась обратно, но не надолго. Следующее предложение о работе мне пришло из Риги. Это уже было не так далеко от дома, как первая моя «командировка». Вместе с моим партнером мы выступали за сборную команду Латвии на международных соревнованиях («Гран-при» – серия, чемпионат мира). Но потом партнеру исполнилось 20, и он решил, что он уже всего достиг, и ушел на тренерскую работу. Я осталась без партнера. Как говорится, не было бы счастья, так «несчастье» помогло. Я познакомилась с Вазгеном Азрояном, который предложил мне стать с ним в пару. Под руководством нашего тренера Светланы Львовны Алексеевой, заслуженного тренера Советского Союза, мы с первого года вошли в состав сборной команды России, заняли призовые места в нескольких серьезных международных соревнованиях. Потом отправились в Америку, где тогда работала Наталья Линичук.
– Вдвоем вы себя чувствовали более уверенно?
Анастасия: Безусловно, кроме того мы очень верили в это сотрудничество, поскольку именно Наталья Владимировна в свое время заметила Вазгена и предложила ему перейти к ней в группу. Мы прокатались месяц и поняли, что не сможем себе этого позволить по финансовым причинам. Так мы снова вернулись в Москву, где стали работать самостоятельно с хореографами из театра Станиславского, Кремлевского балета. Не знаю, на что мы надеялись, оставшись без тренера, безо льда (мы платили огромные деньги за его аренду)… Естественно, что в конце концов Вазген решил принять предложение Натальи Линичук вернуться в США и кататься в паре с американкой. Но прежде всего он нашел мне партнера – Виталия Новикова. Когда он уезжал, я не могла себя сдержать и рыдала. Вазген пообещал, что мы расстаемся на время. Тогда я этому не верила… Прежде чем он пригласил меня в Америку, прошло три года.
– Вам было легко снова стать партнерами?
Вазген: Мы очень подходим друг другу. И с самого первого раза, почувствовали себя парой.
– Русская школа очень чувственная, есть ли опасность, тренируясь на Западе, потерять российские истоки, что может отразиться на артистичности исполнения танца?
Вазген: Такой опасности нет, у нас прекрасные педагоги, кроме того, Ростислав – русский, а Дин – англичанин.
Анастасия: Английские театральные традиции всем известны не понаслышке. И хотя на льду мы изображаем не шекспировские страсти, все равно русская душа – она дается нам одна, и от себя не убежишь. Вряд ли, прожив год в Америке, можно стать менее эмоциональным.
ОН – ОДЕССИТ, ОНА – АТАМА
– Вазген, вы – одессит, и внешность у вас самая что ни на есть славянская, почему же у вас имя столь непривычное для российского слуха?
Вазген: Дело в том, что это наша семейная традиция. Мужчины нашего рода, армяне, женились на русских женщинах. Таким образом, мой дедушка-армянин (он, кстати, артист балета) женился на русской. И папа взял в жены русскую.
Анастасия: У нас в команде Вазгена так и звали «простой русский парень Вазген Азроян». Но лично я где-то слышала, что чистокровные армяне такие и есть, как Вазген, – блондины с голубыми глазами!
– Над чем, если не секрет, вы сейчас работаете? Что выносите на суд тех, кто будет определять вашу судьбу в прокатах нашей сборной?
Вазген: С 1 по 10 сентября в Москве в «Лужниках» будет проходить тренировочный сбор сборной России. По результатам этих сборов Федерация фигурного катания решит, на какие соревнования нас отправлять. В программе Международного комитета фигурного катания будут марш и вальс. Для произвольного танца мы выбрали скандинавские мелодии, на шведском и финском языках. Как ни странно, танец не по-северному экспрессивный. К тому же скандинавская тема как нельзя лучше соответствует нашему с Анастасией внешнему типу.
Анастасия: Сложно найти музыку, когда зачастую у тренера, постановщика и партнеров свои предпочтения. А тут у нас вышло редкое совпадение вкусов, даже приятно, что обошлось без споров и убеждений!
– Вам как в Америке? Где живете, много ли тренируетесь? Остается ли время на отдых? С кем общаетесь? И когда, наконец, вернетесь на родину и вернетесь ли?
Анастасия: Мы живем в городе Колорадо-Спрингс, который расположен в 2000 метрах над уровнем моря. Этот климат создает правильные нагрузки для спортсменов, и поэтому наши тренеры обосновались именно на этом катке. Мы тренируемся целый день с двумя небольшими перерывами. В выходной ездим с друзьями на озера покататься на водных мотоциклах. Наши друзья – не спортсмены, а эмигранты, которые еще с родителями уехали жить сюда. Российских фигуристов здесь кроме нас больше нет. Мы созваниваемся с нашими фигуристами, которые живут на другом конце Америки, очень далеко от нас. Недавно увиделись с Алексеем Ягудиным, Женей Плющенко, Ирой Слуцкой, Оксаной Казаковой и Артуром Дмитриевым, которые приезжали к нам с программой «Чемпионы на льду» (Chempions on ice). Нам было приятно встретиться вновь, вспомнить соревнования, в которых принимали участие, обсудить много общих тем. А еще здесь очень много ребят и мало девчонок, так что я чувствую себя настоящей атаманшей! Но все же скучаю по Москве, хотя это чувство уже не так гложет, как в первый мой приезд сюда. В свободное время мы любим ходить в джаз-кафе. У нас с Вазгеном разные вкусы, но мы оба любим джаз. Может, когда-нибудь станцуем его на льду, хотя ритм джаза считается сложным для танца.
Вазген: В нашем городе не так много развлечений. Иногда мы просто читаем, притом в ход идет все, что найдем. Здесь не так много русских книг. Насте хорошо – она стихи пишет. И некоторые из них, кстати, посвящает мне (смеются).
НАША СПРАВКА
Анастасия ГРЕБЕНКИНА. Мастер спорта международного класса с 1998 года, начала кататься в 5 с половиной лет. С 12 лет в танцах на льду занимается под руководством Натальи Дубовой. С 14 лет на протяжении сезона представляла сборную команду Латвии, чемпионка Латвии. В 16 лет стала в пару с Вазгеном Азрояном, они тренировались у Светланы Алексеевой, члены сборной команды России, участники и призеры международных соревнований (Skate-Izrail, Golden Spin и др.). В 1999 году каталась в паре с Виталием Новиковым, вошли в сборную России с первого года, участники международных соревнований (Skate-America, Skate-Izrail, Nebelhorn Trophy, Golden Spin).
Вазген АЗРОЯН. Мастер спорта международного класса с 1998 года, начал кататься в 4 с половиной года. С 12 лет в танцах на льду занимался под руководством Натальи Линичук. В 16 лет начал работать у Светланы Алексеевой, стал в пару с Екатериной Давыдовой. Серебряный призер чемпионата России среди юниоров (сезон-1994/95). Участник чемпионата мира среди юниоров (Colorado Springs, USA). Сезон-1995/96: партнерша Елена Кустарова. Серебряный призер чемпионата России. Участник чемпионата Европы. В 1996 году стал в пару с Анастасией Гребенкиной. Расстался в 1999 году. С 2000 года представлял Армению на международных соревнованиях, чемпионатах Европы и мира под руководством Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова. В настоящий момент пара Гребенкина – Азроян живет и тренируется в Америке у Кристофера Дина и Ростислава Синицина.