Юко Кавагути: Со Смирновым не общаюсь, но это даже хорошо
Карьера Юко Кавагути и Александра Смирнова могла закончиться много раз. После Олимпиады в Ванкувере, когда фигуристы не реализовали свои медальные амбиции. Перед Олимпиадой в Сочи, когда партнер получил тяжелую травму ноги. Нынешней весной, когда ученики Тамары Москвиной, приехав на чемпионат мира в статусе лучшей спортивной пары Европы, вновь не добрались до пьедестала.
Но Кавагути и Смирнов продолжают кататься. И в отличие от прошлого сезона, не в одиночестве рассекают лед катка «Юбилейный» в Санкт-Петербурге, а в окружении, наверное, десятка совсем молодых пар.
«Тренируемся так: «хоп-хоп-хоп» между детьми»
- Юко, что у вас тут за муравейник? - спрашиваю. - Непривычно?
- Непривычно (смеется). Но начинать что-то делать надо было. А то раньше в нашем Питере парное катание было сильным, а сейчас, кроме нас, никого и нет. Вот образовали школу «Звездный лед», набрали новичков. Между ними и катаемся.
- Под ноги вам лезут?
- Когда мы прокаты делаем, они стараются уворачиваться. Но были такие моменты, что почти сталкивались. Все-таки они еще неопытные, поэтому, скорее, нам смотреть приходится, куда мы едем. Хотя, конечно, наоборот должно быть. Но другого варианта все равно нет. Поэтому тренируемся так: «хоп-хоп-хоп» между детьми, - со смехом изображает Юко.
- Совета спрашивают у старших товарищей?
- У меня нет. А Саша маленьким помогает.
«Четверной вовсе не суперсложный!»
- Юко, только что на тренировке вы за несколько минут исполнили два чистейших четверных выброса. Этот суперсложный элемент - главное, над чем вы сейчас работаете?
- Да никакой он не суперсложный! - мгновенно отвечает фигуристка. - Все его делают. Китайцы делают, канадцы делают, много кто делает. Просто тренировать его надо, как любой другой элемент. Вот про подкрутку вы же не говорите, что она суперсложная? А мы ее тренируем столько же, сколько четверные выбросы.
- Так подкрутка тройная, а выброс четверной. Вот поэтому про него столько разговоров. И прогнозов, будете вы его делать стабильно или нет.
- Вы же видели, что мы их делаем, разве нет? Да, на контрольных прокатах в Сочи я на четверных выбросах в произвольной программе ошиблась. Но вопроса, три оборота делать или четыре, не стоит. Только четыре. Варианта нет другого. Все больше и больше пар их делают — и нам надо.
- Почему, если это не суперсложный элемент, он нечасто, так скажем, получается?
- Да сложный, конечно, на самом деле, - улыбается Юко. - Но главная сложность не в том, что надо сделать четыре оборота в воздухе, это почти то же самое, что три. А в том, что надо преодолеть психологический барьер, страх от мысли, что этих оборотов четыре.
- Вы преодолели?
- Нет. До сих пор боюсь.
- Когда летите в воздухе, уже знаете, получится четверной выброс или нет?
- Не знаю (смеется). Очень быстро все происходит, сообразить ничего не успеваешь.
- Некоторые одиночники рассказывают, что во время четверного прыжка успевают много чего подумать.
- Нет, если я начну о чем-то думать, на лед лягу. Лучше все на автомате делать.
«Манфреда» слышать не могла»
- Вы оставили на предстоящий сезон свою произвольную программу на музыку Чайковского из симфонии «Манфред», которую поставили еще два года назад, до тяжелой травмы партнера...
- Честно говоря, я не хотела оставлять эту программу. К концу прошлого сезона музыка меня просто «съела».
- Почему?
- Сильная очень. Я этого «Манфреда» слышать даже не могла — меня чуть ли не выворачивало. Но все хотели ее оставить...
- Пришлось подчиниться?
- Да. Но сейчас, насколько могу, катаю ее с удовольствием. Особенно на фоне короткой программы. Там я вообще не понимаю, что у нас за музыка. После этой короткой я музыку в произвольной программе даже по-другому воспринимать стала. Нахожу в Чайковском новые открытия, новую энергетику.
- Погодите, как это не понимаете? Не нравятся Барбра Стрейзанд и Брайан Адамс?
- Дело не в том, нравятся или не нравятся. Непонятно, и все. Ритм, как под эту музыку надо кататься — ничего не понятно.
- Ничего себе. А все сказали — Кавагути и Смирнов нашли новый стиль.
- Ну если вы считаете, что это новый стиль, тогда хорошо, пусть так и будет. А для меня — непонятно.
«До сих пор сомневаюсь, продолжать ли кататься»
- После прошлого сезона долго сомневались, продолжать или не продолжать карьеру?
- Долго. До сих пор сомневаюсь.
- Что так?
- Не знаю. Но мне эти сомнения не мешают кататься.
- Мотивацию не можете найти?
- Не могу, честно говоря. У меня ее нет.
- А удовольствие от катания-то хоть есть?
- Кстати, да, есть. А вот от прошлого сезона я ни капельки удовольствия не получила.
- Как это? Вы ведь его начинали, не зная, получится что-нибудь или нет, что будет со здоровьем, и выиграли чемпионат Европы.
- В здоровье-то я как раз не сомневалась. Знала, что с Сашей будет все в порядке. Но удовольствия даже золото чемпионата Европы не принесло. То есть, поймите правильно, я рада, что мы выиграли. Но удовольствие — это другое, его не было.
- Не понимаю. От чего же вы тогда получаете в фигурном катании это удовольствие?
- Ох, мне трудно это объяснить. Вот сейчас я просто катаюсь, у меня ничего не болит — и мне хорошо. А прошлый сезон меня просто замучил. В конце уже сил никаких не было! Приходилось заставлять себя выходить на лед. А в фигурном катании нельзя заставлять что-то делать.
- Я знаю столько фигуристов, которые заставляют себя ходить на тренировки...
-
Я тоже заставляла. А сейчас по-другому
живу. Если что-то не получается, по сто
раз не повторяю. Ухожу просто, и все.
Значит, не мой день. Лучше так, чем травму
получить.
«Хватит учиться. Работать надо!»
- Думаете о своей будущей жизни после фигурного катания?
- Думаю, конечно. Но что делать буду, совсем не знаю.
- Учиться больше не пойдете?
- Нет уж, хватит. Надоело лекции слушать. Работать надо.
- Год назад вы говорили, что, возможно, будете тренировать.
- Сейчас скажу так — тренировать это самое последнее, что я буду делать. Конечно, если надо помочь кому-то — с удовольствием помогу. Но тренером быть... Нет. Нет! - еще раз повторяет Юко.
- С партнером обсуждаете, что будет после спорта?
- Нет. У него своя личная жизнь устроенная.
- Вы за пределами льда совсем не общаетесь?
- Нет, - качает головой фигуристка.
- Опять не понимаю — как это? Как же мнение, что в паре спортсмены должны быть единым целым, и все такое прочее?
- Мы друг друга на льду понимаем. Но в личной жизни у каждого свое. А то, что мы не общаемся — даже лучше, мне кажется. Видеть друг друга 24 часа — это с ума сойти можно.
- Даже в театр не ходили ни разу?
- Нет. Когда помоложе были, разве что, когда Тамара Николаевна такие походы устраивала. А сейчас нам это не надо. Мы уже взрослые.
- Разница в менталитетах вам мешает?
-
Она есть, но я об этом не думаю.
«От четверных выбросов еще какое удовольствие!»
- Юко, чего вы ждете от предстоящего сезона? - задаю один из последних вопросов.
- Того, чего у меня не было в сезоне прошлом. Удовольствия от катания.
- Но четверные выбросы — это же не ради удовольствия, а ради того, чтобы побеждать, разве нет?
- Да что же вы опять о четверном выбросе, - смеется Кавагути. - Умеем мы их делать! Поэтому и поставили их в программе. Не для того, чтобы побеждать, а просто потому что они у нас есть. И знаете, я получаю удовольствие от четверных выбросов! Еще какое!