Анатомия рекорда. ISU может изменить систему судейства фигурного катания

Председатель техкома ISU Александр Лакерник рассказал, как могут изменить систему судейства в фигурном катании рекордные оценки Юдзуру Ханю.
news

Председатель технического комитета Международного союза конькобежцев (ISU) по одиночному и парному катанию Александр Лакерник в интервью обозревателю Sovsport.ru Андрею Симоненко рассказал о том, к каким изменениям в существующей системе судейства могут привести выдающиеся прокаты японского фигуриста Юдзуру Ханю, благодаря которым он набрал рекордные, ранее немыслимые суммы баллов на этапе «Гран-при» в Нагано и в финале «Гран-при» в Барселоне. Но прежде Лакерник на примере короткой программы разложил по элементам то, как получилась оценка выступления Ханю в финале «Гран-при».

- Напомню, как определяется техническая оценка выступления фигуриста, - начал Лакерник. - Техническая оценка получается из базовой «стоимости» элементов, которая заложена в компьютере. Базовая стоимость каждого элемента либо увеличивается, либо уменьшается судьями с учетом качества его исполнения. Эта коррекция называется GOE (сокращение английского Grade Of Execution). Судьи ставят за каждый элемент оценки от «-3» до «+3», самая большая и самая маленькая оценки отбрасываются, из остальных выводится среднее.

Судейский протокол выступления мужчин в короткой программе финала «Гран-при»

Первым в короткой программе Ханю исполнил четверной сальхов. Его базовая стоимость — 10,50. За качество исполнения этого прыжка судьи ему поставили практически максимум. Он получил одну оценку «+2», которая была отброшена, остальные «+3». Таким образом, он получил за этот прыжок 13,50 балла.

Следующий элемент - каскад из четверного и тройного тулупов, имеющий базовую «стоимость» 14,60. Ханю опять получает максимальный GOE – одна оценка «+2», которая не учитывается, остальные «+3».

Далее идет прыжок в либелу. Здесь базовая стоимость зависит от уровня сложности этого элемента. Уровень сложности определяется технической бригадой по определенным критериям. Этот элемент в исполнении Ханю был оценен максимальным, четвертым уровнем сложности, и его базовая «стоимость» составила 3,20. В GOE примерно поровну двойки и тройки, в данном случае среднее GOE (2,57) было умножено на коэффициент 0,5 (этот коэффициент зависит от величины базовой стоимости элемента — прим.ред.). Получилось 1,29.

Прыжок аксель в три с половиной оборота исполнен во второй половине программы, в связи с чем в его базовой стоимости (9,35) учтен 10-процентный бонус. GOE 2,71, это очень высокая оценка.

Следующий элемент — «волчок» со сменой ноги максимального, четвертого уровня сложности. Базовая стоимость — 3,0. В GOE все тройки и две двойки, то есть она из этих двоек учтена в среднем арифметическом. После пересчета на коэффициент 0,5 получилось 1,43.

Следом идет дорожка шагов, которая у Ханю третьего уровня сложности. Если японский фигурист хочет побить и этот рекорд, то он может попытаться исполнить дорожку шагов четвертого, максимального уровня. Кстати, на NHK Trophy в Нагано он этот четвертый уровень получил. Здесь же базовая стоимость дорожки шагов составила 3,30. В GOE он получил все тройки и одну двойку. Двойка была отброшена, среднее арифметическое (3) было умножено на коэффициент 0,5, получилось 1,50.

Последний элемент — комбинация вращений с тремя позициями четвертого уровня сложности. Базовая стоимость — 3,50, качество близко к максимальному (1,43).

Итого в короткой программе в Барселоне Ханю набрал за элементы программы 61,81 балла. Побить эту сумму предельно сложно. Можно усиливать сложность элементов. Но куда? Два четверных прыжка у него есть — тулуп и сальхов. Можно попробовать исполнять более сложные четверные — например, лутц, который делает китайский фигурист Цзинь Боян. Можно попробовать прибавить уровень сложности в дорожке шагов — повысить его с третьего до четвертого, максимального.

Качество же исполнения элементов (GOE) уже везде стоит практически предельное. Выше только все тройки, но это, наверное, не очень реально. Да и если бы такое произошло, к этой сумме (61,81) не так много бы и прибавилось. В Японии было 59,44.

Пять компонентов программы (мастерство скольжения, связующие шаги, исполнение, хореография и интерпретация музыки) оцениваются по десятибальной шкале. Каждый судья выставляет оценку, максимальная и минимальная отбрасываются, высчитывается усредненный балл. Максимум можно набрать 10,0. У Ханю за пять компонентов получилось, соответственно, 9,71, 9,61, 10,00, 9,93 и 9,89. В сумме 49,14. Если в элементах теоретического максимума нет за счет того, что можно увеличивать сложность, то в компонентах по короткой программе максимум — 50.

В произвольной программе практически та же картина. Элементов просто больше — вместо семи тринадцать. Ханю исполняет три четверных прыжка, два тройных акселя. Причем пять прыжковых элементов исполнены во второй половине программы, вследствие чего каждый из них получил надбавку в 10 процентов. Уровни сложности непрыжковых элементов — максимальные, четвертые, кроме дорожки шагов, которая третьего уровня. Что касается GOE – давайте умножим 13 элементов на 9 судей, получим 117 оценок. Так вот, из этих 117 оценок только пять «+1». Все остальные «+2» или «+3».

К суммарной технической оценке в произвольной программе (120,92) прибавить будет очень сложно. В Японии после прекрасного проката он набрал 118,87. Разница настолько небольшая, что она может зависеть просто от того, чуть добрее подобралась судейская бригада или чуть строже. Кстати, некоторым кажется, что в Японии Юдзуру катался более вдохновенно.

- Как, на ваш взгляд, Ханю может увеличить сумму в произвольной программе?

- Возможно, он может попытаться сделать не два четверных тулупа и один четверной сальхов, а два четверных сальхова и два четверных тулупа. Но на практике 120 — это практически максимум. То же самое касается и компонентов — они так близки к десяткам, что я не уверен, можно ли набрать по сумме произвольной программы больше 219,48, которые он получил. Посмотрим — Ханю спортсмен выдающийся, и когда он в форме, он способен творить чудеса.

- Как надо понимать максимальный GOE (+3), который ставят судьи — это идеал исполнения данного элемента?

- Идеала нет, это же люди, а не машины. Это то, что судьи оценили максимальной оценкой. На экзамене же пятерку получает не один студент, их может быть несколько. На сегодняшний день оценки, большей, чем «+3», не существует. Практически за все элементы Ханю получил максимум. В шкале семь градаций — от «-3» до «+3», и мы думаем о том, что эта шкала маловата. Чтобы «развести» спортсменов, отличать их по качеству катания, в будущем шкала может быть увеличена до десяти градаций. Появится оценка «+4», а может быть, и «+5». Такой разговор есть. Но самое раннее, когда такое изменение может произойти — 2018 год. Раньше не будет.

- Есть ли вероятность, что будет увеличен потолок в компонентах, который сейчас равен 10?

- Я бы говорил, скорее, о другом. Мы в этих компонентах залезли очень высоко. Ведь десятки Ханю являются следствием того, что другим спортсменам много ставят. Мы стали немножко мягкими в оценке компонентов программы. Можно найти фигуристов, которые неплохо исполняют элементы, в том числе сложные элементы, но с точки зрения построения программы и интерпретации музыки ничего шедеврального не показывают. Тем не менее, они получают оценки за компоненты выше восьми, а то и выше девяти баллов. Конечно, когда после них появляется Ханю, мы оказываемся в десятках. Так что, на мой взгляд, в отношении компонентов «проблемы Ханю» у нас нет — если мы будем несколько жестче подходит к вопросу их оценки. Впрочем, компоненты — это очень сложная штука, алгеброй гармонию мерить тяжело.

Сейчас ведется работа над усовершенствованием судейства компонентов, имеется рабочая группа в ISU, которая этим занимается. Но тут разные взгляды пока сталкиваются. Некоторые считают, что созданная система настолько хороша, что ее не надо менять. И есть мнение, что судейство компонентов надо подкорректировать. Работа идет. Но на вопрос, что с компонентами делать, у меня лично ответа пока нет, кроме того, что считаю необходимым более строго их оценивать.

- Зачастую кажется, что судьи оценивают компоненты по принципу «средней температуры по больнице», хотя каждый из пяти критериев должен, по идее, оцениваться отдельно.

- Компонентов пять. При оценке каждого компонента надо учитывать определенное количество критериев. Это количество разное, допустим, что в среднем — шесть на компонент. Итого получается 30. Способен ли человеческий мозг одновременно охватить оценку такого количества параметров? Я читал в одном исследовании, что максимум параметров, которые одновременно может оценивать мозг, равен 19. Поэтому когда перед судьями ставят малореальную задачу, то они начинают идти по пути наименьшего сопротивления. Ставят какую-то среднюю оценку и от нее идут чуть выше в одном компоненте, чуть ниже в другом... Хотя разница между компонентами может быть и гораздо большей. Судить компоненты тяжело, и как человек, который достаточно много этим занимался, могу сказать, что понимаю те проблемы, которые перед судьями стоят.


Новости. Фигурное катание