Молчание – не золото. Российские пары остались без медалей чемпионата мира
Ксения Столбова и Федор Климов оказались лучшей российской спортивной парой на чемпионате мира в Бостоне, заняв только четвертое место. Молодые Евгения Тарасова и Владимир Морозов стали пятыми, а двукратные олимпийские чемпионы Татьяна Волосожар и Максим Траньков, неожиданно для многих, только шестыми.
После завершения состязаний в парном катании на чемпионате мира в Бостоне авторы главной сенсации со знаком «минус» — двукратные олимпийские чемпионы Татьяна Волосожар и Максим Траньков, очутившиеся после неудачного выступления в произвольной программе только на шестом месте — отказались давать комментарии для прессы. На моей памяти, именно эти фигуристы так поступили впервые. Уж Максим-то поговорить был готов всегда.
Впрочем, в сложившейся ситуации Волосожар и Транькова можно, что называется, понять и простить. Тем более что сказать им, очень вероятно, было нечего. А вот кого действительно очень хотелось бы услышать, так это Нину Михайловну Мозер — тренера всех трех российских дуэтов, выступавших в Бостоне. Спросить хотелось не только о Тане и Максиме, но и о Ксении Столбовой и Федоре Климове, и Евгении Тарасовой/Владимире Морозове. Но, увы, Нина Михайловна буквально вбежала в лифт, когда увидела подошедших к ней российских журналистов.
Что ж, придется просто констатировать: две лучшие спортивные пары страны оказались не готовы показать свой максимум на чемпионате мира. Волосожар и Транькову, вернувшимся в любительский спорт после полуторагодичного перерыва, хватило сил, чтобы выиграть чемпионаты России и Европы, а также исполнить в Бостоне короткую программу. Произвольную они проехали еле-еле — сорвали каскад, не получили баллов за поддержку, допустили еще несколько помарок.
Остается гадать, что могло стать причиной срыва. Моя версия (извините, Таня и Максим, если неверная, но вы сами решили ничего не говорить) — на двукратных олимпийских чемпионов могло повлиять крайне жесткое судейство в первый день соревнований спортивных пар. Волосожар и Транькова пары баллов точно лишили не по делу. Максим в пятницу высказал недовольство оценками вслух, а затем обратился в «Инстаграме» к болельщикам — будем кататься для вас, так как больше, похоже, не для кого. И выложил фотографию подкрутки, которую оценили только третьим уровнем сложности.
Так вот, не исключено, Траньков, понимая, что при таком судействе удержаться в медалях можно будет только благодаря прокату исключительной чистоты, просто не справился с нервным напряжением.
Жестко судили в Бостоне и короткую программу Столбовой с Климовым, но и им в произвольной уже на судей жаловаться смысла нет. Жаловаться можно только на судьбу — в последние месяцы на фигуристов обрушились травмы, и им также не хватило формы. Причем проблемы были не только у партнера, но и у партнерши. Если в Барселоне на финале Гран-при Ксения и Федор «звенели» и остановились в произвольном прокате всего в шести сотых балла от мирового рекорда, то в Бостоне они допускали помарки в обеих программах.
Лишь к Тарасовой и Морозову претензий никаких — самая молодая российская спортивная пара, участвовавшая в чемпионате мира, продемонстрировала заметный прогресс. Им бы чуть еще добавить смелости и раскованности на льду — и программы превратятся в настоящие хиты. Ну и четверную подкрутку надо добавлять — они ей ведь уже владеют, надо только стабилизировать.
А вот нужно ли усложнять четверными элементами программы Волосожар/Транькову и Федору Климову — все-таки большой вопрос. Да, чемпионат мира безоговорочно выиграли канадцы Меган Дюамель и Эрик Редфорд, справившиеся в произвольной программе с выбросом в четыре оборота и уступившие мировому рекорду меньше балла. Вторыми стали китайцы Суй Вэньцзин/Хань Цун, исполнившие четверную подкрутку и попытавшиеся сделать четверной выброс. Но с другой стороны, Столбова и Климов в Барселоне набирали больше без всяких четверных. Наконец, бронзу выиграли Алена Савченко и Брюно Массо, которым не то что четверные — тройные бы элементы в новом сочетании закрепить.
Что ж, информации к размышлению — масса, времени до Олимпийских игр 2018 года, на самом деле, тоже. Если вспомнить былое, то за два года до Сочи, на чемпионате мира в Ницце, у Волосожар и Транькова тоже был провал — правда, не в произвольной, а в короткой программе, когда Максим упал аж с тодеса. Но в итоге путь, который избрали фигуристы и их тренер, оказался победным. Будем надеяться, к успеху через два года приведет и нынешняя дорога, которой идут ученики Мозер. Единственное, хотелось бы чуть большей открытости — в конце концов, Нина Михайловна в прошлом олимпийском цикле слыла едва ли не самым общительным тренером.