Пластиковые быки. О самом ненавистном клубе Германии

«ССФ» побывал на игре самого ненавистного клуба Германии – «РБ Лейпциг». И многое про него понял.
news

Сентябрь 2016 года. На часах почти половина десятого вечера. Германия. Лейпциг. Переполненный стадион вместимостью почти 45 тысяч человек.

Местный клуб, «РБ Лейпциг», проводит первый в своей истории домашний матч в Бундеслиге. Соперник по второму туру чемпионата – великая и могучая дортмундская «Боруссия», которая ставит задачу выиграть любой турнир, в котором принимает участие.

Идет 89-я минута игры. Оливер Берк врывается в штрафную «Боруссии» и простреливает на линию вратарской. Там Наби Кейта – пушечным ударом вколачивает мяч в ближнюю «девятку». «РБ Лейпциг» побеждает фаворитов. На трибунах – экстаз!

ЧТО ЭТО ЗА «РБ ЛЕЙПЦИГ»?

Есть одна загвоздка. До того момента о команде «РБ Лейпциг» слышали разве что специалисты по немецкому футболу. Что это за клуб?

Сейчас на дворе 2017 год. «РБ Лейпциг» выступает в Лиге чемпионов, а на игре против «Боруссии» из Менхенгладбаха, которую посчастливилось посетить корреспонденту «ССФ», присутствует почти 45 тысяч человек.

Перенесемся на восемь лет назад, в 2009 год. Именно тогда в Лейпциге был образован новый клуб – RasenBallsport Leipzig, или просто «РБ Лейпциг». Владелец команды – известный австрийский производитель энергетических напитков, компания Red Bull. Но аббревиатура «РБ» в названии команды формально не имеет отношения к напитку. Это RasenBallsport – игра в мяч на траве. В Германии запрещено давать клубам коммерческие названия – вот и не получилось сделать так, как в австрийском Зальцбурге, где местную «Аустрию» переименовали в «Ред Булл Зальцбург». Видимо, аббревиатура была выбрана не случайно.

Cтатьи | Незаменимых нет. Где прописаться Месуту Озилу?

В 2009 году Red Bull выкупил лицензию у терпевшего бедствие клуба «Маркранштедт» из пригорода Лейпцига и заявился для участия в чемпионате Германии, начав с самых низов. В сезоне 2009/10 команда дебютирует в Оберлиге, это пятый по силе дивизион Германии. На следующий год играет в региональной лиге «Север». Сезон 2013/14 начинает в третьей Бундеслиге и финиширует вторым. Еще через два года «быкам» покоряется вторая Бундеслига. Получив путевку в сильнейший дивизион, клуб с первой же попытки завоевывает серебро и отправляется в Лигу чемпионов.

А вы думали, что история «Краснодара», который на год старше «РБ Лейпциг», это круто? Бывает и похлеще. Кстати, команды объединяет маскот – бык. К сравнению с «Краснодаром» мы еще вернемся. Сейчас главное понять, почему местом создания клуба был выбран именно Лейпциг.

СТАДИОН БЕЗ КЛУБА

– Лейпциг – один из самых быстрорастущих немецких городов, – рассказывает сотрудник «РБ Лейпциг» во время экскурсии по стадиону. – Его называют вторым Берлином. Население около 600 тысяч человек, однако в городе нет ни одного клуба, который выступал бы на серьезном уровне. Зато есть современная арена. Все это было отличной почвой для создания успешной футбольной команды.

Стадион – отдельная история. Раньше на месте «Ред Булл Арены» стоял «Центральштадион», построенный еще в 1956 году для местной команды «Лейпциг», прекратившей существование в 2004-м. Этот 100-тысячник долгое время являлся самой большой ареной страны.

Cтатьи | "В один прекрасный день я решил.." Роналду рассказал об уходе из "МЮ"

Когда Германия получила право принимать чемпионат мира-2006, в Лейпциге начали строить стадион. В 2004 году сооружение открыли. Он был построен внутри чаши своего предшественника. Местные в шутку называют его «матрешкой» – стадион в стадионе. До сих пор сохранились ряды старых скамеек, прямо за нынешней фанатской трибуной. Новая арена вмещает 45 тысяч зрителей, она приняла пять матчей ЧМ-2006.

Сейчас «матрешка» практически всегда полна. Даже за рядовыми матчами чемпионата страны наблюдают минимум по 40 тысяч человек. Пиво по 4,5 евро за стакан, вернув который можно получить один евро обратно, хот-доги по три с половиной евро, шарфы, флаги, кричалки… В Лейпциге есть все атрибуты успешного футбольного клуба. Даже VIP-ложи, так называемые «скайбоксы», коих на арене 18 штук, полностью распроданы на сезон – по 150 тысяч евро каждая ложа.

НЕНАВИСТЬ, НО НЕ ЗАВИСТЬ

Вот только в Германии к команде отношение неоднозначное. Если в Лейпциге ее любят (народ истосковался по большому футболу), то в целом по стране к клубу испытывают явную неприязнь. Как, впрочем, и к его болельщикам.

– Это «пластиковые» фанаты. У их клуба нет никакой истории – только пиво и хот-доги, – объясняет поклонник «Дуйсбурга» Томас. – Сегодня они болеют за «Ред Булл», а завтра за «Биг Мак». Они поддержат любой клуб, как бы он ни назывался. Так неправильно. Они – ненастоящие фанаты, а «РБ Лейпциг» – ненастоящая команда.

– Это искусственный клуб, который создали только для того, чтобы получать прибыль от болельщиков, – объясняет фанатка «Герты» Глория, одна из ультрас берлинской команды. – Никто не думает о фанатах, об их интересах. Главное – деньги. Клуб полностью зависит от одной компании, которая и решает его судьбу. Если эта компания решит, что клуб ей больше не нужен – он прекратит существование. Помните «Зальцбург»? Там даже не спросили, согласны ли фанаты на переименование и смену эмблемы.

Так многообещающий коммерческий проект стал самым ненавидимым футбольным клубом Германии. Подобной нелюбви не испытывает даже «Бавария», которая постоянно крадет лучших молодых футболистов у коллективов по всей стране.

Успех «РБ Лейпциг» в прошлом сезоне вызвал настоящую волну протеста по всей стране. По улицам Берлина, например, расклеены стикеры, на которых написано следующее:

«Покупка дозы Red Bull уничтожает футбольные традиции. Бойкотируем Red Bull!».

В этом и заключается отличие «РБ Лейпциг» от «Краснодара». Если в Германии коммерческая компания создала успешный клуб исключительно для того, чтобы зарабатывать деньги, то в России команда родилась благодаря инициативе человека, любящего футбол. Вряд ли миллиардер Сергей Галицкий, сделавший состояние на продаже продуктов, рассчитывает обогатиться за счет «быков».

 

Новости. Футбол