Лучшие матчи РФПЛ уходят с федерального ТВ. Как так?

Центрального матча 21 тура чемпионата России «Локомотив» - «Спартак» не оказалось в расписании трансляций «Матч ТВ».
news

Платные трансляции – идея РФПЛ или «Матч ТВ»?

Чемпионат России вернется уже в следующую пятницу – 21-й тур откроет противостояние «Анжи» и «Рубина». Чуть более чем за неделю РФПЛ на своем сайте опубликовала расписание трансляций, согласно которому федеральный телеканал «Матч ТВ» покажет два матча: «Зенит» - «Амкар» и «Краснодар» - «Ростов». При этом центральная встреча тура между претендентами на чемпионство «Локомотив» - «Спартак» будет транслироваться только на платном канале «Наш футбол».

Помимо этой встречи «Наш футбол» покажет и остальные матчи тура: «Анжи» - «Рубин» (2 марта), ЦСКА – «Урал» (3 марта), «СКА-Хабаровск» - «Тосно», «Уфа» - «Динамо».

Решение перенести матч претендентов на золото на платный канал может быть связано с новой политикой холдинга, утверждает «Чемпионат». По информации издания, все рейтинговые трансляции матчей РФПЛ теперь будут транслироваться на канале «Наш футбол», тогда как на федеральном канале будут доступны только матчи «среднего звена».

Член исполкома РФС и вице-спикер Государственной Думы Игорь Лебедев уже раскритиковал это решение на своей странице в твиттере.

Данное вероятное изменение в политике холдинга связывают в первую очередь с попыткой увеличить доходы через систему подписки. «Наш футбол» позиционируется как «эксклюзивный премиальный канал о российском футболе», включает 240 матчей РФПЛ в прямом эфире, 15 трансляций игр Кубка России, а также пять тематических обзорных и аналитических программ ( «8–16», «Свисток», «Разогрев», «Обзор дня», «Итоги тура») и отдельно стоит 219 рублей в месяц.

СМИ сообщают, что новая политика телеканала устраивает руководство лиги. По окончании сезона у РФПЛ и «Матч ТВ» истекает действующее на данный момент соглашение, и стороны уже ведут переговоры о новом контракте. Ожидается, что в новом договоре будет пункт, согласно которому все рейтинговые матчи будут доступны только на платной основе. Кроме того, в открытом доступе останется только два матча каждого тура. Об этом еще в декабре говорил президент РФПЛ Сергей Прядкин.

По нынешнему соглашению РФПЛ зарабатывает на телевизионных правах 1,98 млрд рублей за сезон. В начале февраля коммерческий директор лиги Павел Суворов в интервью ТАСС отметил, что новое соглашение будет стоить дороже.

«Новая метла» на «Матч ТВ»

Считается, что «Матч ТВ» - убыточный телеканал, однако свежих финансовых данных за 2017 год нет. Известно только, что в 2016-м расходы составили 14,6 млрд рублей и превысили доходы (13 млрд) на 1,7 млрд. Годовая доля «Матч ТВ» среди зрителей старше четырех лет в 2016-м составила 1,8%. По доходам и аудиторной доле субхолдинг «ГПМ Матч» (включает также тематические спортивные каналы и сайты) «соответствовал плановым целевым показателям», подчеркнули в «Газпром-медиа», комментируя эти показатели.

На протяжении 2017 года в прессу просачивалась информация о том, что финансовое положение холдинга нестабильно. В мае в интернет попала запись, где телекомментатор Геннадий Орлов рассказывал о том, что бюджет иссякает, а его выводят за штат. Летом холдинг не стал выкупать права на чемпионат Испании, объяснив это тем, что они не окупаются. В новом сезоне канал стал выборочно отправлять комментаторов на матчи РФПЛ, тогда как годом ранее все игры чемпионата России комментировались со стадиона.

В октябре 2017-го на «Матч ТВ» поменялось руководство. Телеканал перешел под управление людей с «ТНТ», также принадлежащего «Газпром-медиа». Должность генерального директора занял Владимир Чопов, который был заместителем гендиректора «ТНТ», сместив на этой должности Дмитрия Гранова. Он, в свою очередь, стал исполнительным директором.

В январе 2018 года в эфир вернулись трансляции чемпионата Испании.

Если информация в прессе о новой политике телеканала соответствует действительности, несложно сложить два плюс два – очевидно, новая команда работает над улучшением финансовых показателей. Не исключено, что будут и другие шаги.

Даешь дешевые трансляции в интернете!

Возможно, телеканалу стоит учесть опыт базирующейся в Барселоне телекомпании Mediapro, которая много лет показывает примеру в Испании и производит картинку, которую транслируют во всем мире. В начале февраля она выиграла тендер на трансляцию матчей серии А, в том числе и на территории самой Италии.

Сделка обошлась испанцам более чем в €1 млрд, тогда как местные Sky Italia и Mediaset, которые много лет транслируют серию А в Италии, эту сумму не потянули. Контракт, рассчитанный на три года, вступит в действие с сезона-2018/19. Благодаря этой сделке серия а выходит на второе место по стоимости телеправ, хотя до апл ей еще далеко (€5 млрд за три сезона).

Вместо того, чтобы сконцентрировать все трансляции на своих многочисленных каналах BeIN Sports, показывающих кроме Испании также во Франции, Канаде, США, Австралии, Турции, Индонезии, Таиланде, Малайзии, а также в Африке и на Ближнем Востоке, Mediapro активно делится имеющимися в ее распоряжении телеправами (не бесплатно, конечно) не только другими вещателями, но и с платными платформами в интернете.

Преимущество данной стратегии заключается в том, что просмотр матчей становится для обывателя более доступен, поскольку практически у каждого потенциального зрителя есть доступ в интернет, планшет, компьютер или смартфон. Выросло целое поколение, которое смотрит на телевизор в гостиной с недоумением. И таких становится все больше. По замыслу руководства Mediapro, трансляции должны стоить недорого, но окупаться за счет большого числа зрителей.

Не исключено, что эта стратегия могла бы принести результат и в России, где очень популярен бесплатный просмотр матчей в сети на пиратских ресурсах. Убедить потенциального зрителя заплатить за подписку на целый месяц у нас куда сложнее, чем продать трансляцию одного конкретного матча, который ему хотелось бы посмотреть. Если суммировать всех болельщиков пермского «Амкара», тульского «Арсенала» и прочих региональных команд, чьи трансляции редко попадают в эфир федерального ТВ, получится солидная аудитория. Не говоря уже о популярных клубах.

Только эту аудиторию надо убедить. Понятно, что за 100 рублей смотреть полтора часа мучений футболистов на весенних кочках станут десятки, если не единицы, поэтому чтобы переломить психологию «халявщика» на психологию «потребителя», стоит снизить стоимость матчей до минимума – условных 20 рублей. Тогда можно будет рассчитывать на то, что массовый зритель выйдет из тени и привыкнет платить.

Новости. Футбол