Жгите, но не сгорайте

Может ли наставник сборной страны совсем не давать выход чувствам во время матча? Кто самый эмоциональный главный тренер в истории сборной России? На эти и другие вопросы мы попросили ответить главного тренера национальной команды 1996–1998 гг. Бориса Иг
news

Может ли наставник сборной страны совсем не давать выход чувствам во время матча? Кто самый эмоциональный главный тренер в истории сборной России? На эти и другие вопросы мы попросили ответить главного тренера национальной команды 1996–1998 гг. Бориса Игнатьева.

ТРЕНЕР БЕЗ ЭМОЦИЙ – МЕРТВЫЙ ТРЕНЕР

– Борис Петрович, насколько для тренера важно быть эмоциональным?

– Чувства – это жизнь. Тренер без эмоций – это мертвый тренер. Безжизненный. Правда, здесь все очень тонко. Перебирать с эмоциями тоже не рекомендуется. Игроки попросту могут перегореть, захлебнуться в переживаниях наставника. Футболистам нужно дать настрой, мотивируя их на борьбу, но не перегибать палку, накаливая атмосферу. Нужно уметь зажечь команду, но не сжигать ее дотла. Бывает, тренер так «накрутит», что игроки за всеми его нотациями забывают, что им надо делать на поле. В этом вопросе наставник обязан быть тонким психологом.

– Какую роль в создании правильного эмоционального фона играет установка на матч?

– Огромную. У каждого тренера есть какие-то свои слова, которые он говорит подопечным. Они должны затрагивать самое сокровенное. Должны цеплять, настраивать на борьбу. Например, наши наставники частенько вспоминают Вторую мировую войну, какие-то лозунги тех времен… Россия ждет! Россия верит! Или берут какие-то книжные примеры, исторических героев. У каждого свои секреты.

– Вам в плане установок кто из тренеров запомнился?

– Не буду оригинальным – Эдуард Малофеев. Какие он стихи перед матчами читал! Все сначала смеются, юморят, а потом доходит. Цепляет. Все по делу получается, все в такт…

А ТЕБЕ ЭТО НАДО?

 – Вам довелось поработать в сборной России и с Садыриным, и с Романцевым. Если не трудно, нарисуйте эмоциональный портрет этих тренеров.

– Пожалуйста. Садырин был человеком очень экспрессивным. В себе ничего не держал. Накалял себя и команду, но тут же умел сгладить обстановку тонкой шуткой. От него исходила такая любовь к жизни… Такие чувства… Слова всегда очень правильные находил, чтобы ребят подготовить к матчу или поддержать морально.

– Болельщики сборной помнят, как Павел Федорович в Греции в 93-м не сдержался и ударил ногой по стулу, раздосадованный результатом…

– В этом ударе был он весь! Все выплескивал. Без остатка…

– Романцев – тот другой?

– Да. Только близкие к нему люди знают, как во время матча внутри у него все клокочет. Пожар горит… Олег Иванович в себе все аккумулирует, старается не давать выход эмоциям. Скуп он на это дело… Видно, что волнуется, переживает, но ничего не показывает. Уметь так управлять своими чувствами очень сложно.

– А Борис Игнатьев был эмоциональным главным тренером сборной России?

– Я скажу так: старался сдерживаться. Бывало, наступал на горло собственной песне. Внутри все кипело, но как подумаешь: «А тебе это надо?!» – и все проходит. Орать во время игры можно, но что это даст? Пустая трата времени и сил.

– Давайте перейдем к делам насущным. К сборной Газзаева. На ваш взгляд, она действительно показывает эмоциональный футбол?

– Настраивать футболистов на матч Валерий Георгиевич умеет. Это бесспорно. И команды его действительно играют задорно. Но во встрече с Албанией эти эмоции, увы, практически не просматривались… Ну а то, что он вылетает к бровке (многие говорят, мол, не эстетично), так в этом суть тренера Газзаева. Семин, кстати, абсолютно такой же. Они двенадцатые игроки своих команд. До сих пор на поле…