Слава и трагедия Элено де Фрейтаса

Одним из тех, кто особенно активно дрался в яростном поединке сборных Бразилии и Аргентины в феврале 1946 года, был бразильский центрфорвард Элено де Фрейтас.
news

НА ФУТБОЛЕ

Одним из тех, кто особенно активно дрался в яростном поединке сборных Бразилии и Аргентины в феврале 1946 года, был бразильский центрфорвард Элено де Фрейтас.

Об этом игроке, ворвавшемся как метеор в бразильский футбол в 1938 году и трагически завершившем свою блистательную карьеру через полтора десятка лет, до сих пор ходят легенды. Мне рассказывал о нем Жоан Салданья, который был в свое время его близким другом. Ему посвятил, не называя, правда, его имени, одну из своих лучших новелл в сборнике «Разрушенный дом» еще один великий «ботафогенсе» — писатель и журналист Сержио Порто. В тридцатые годы – они трое: Жоан, Сержио и Элено гоняли мяч на пляже Копакабаны. Полнеющий уже в юности и страдавший слабостью сердца Сержио играл вратарем, долговязый Салданья стоял в защите, а яростный и неудержимый Элено был, естественно, центрфорвардом и голеадором.

Начал он свой футбольный путь в 17 лет во «Флуминенсе» в 1937 году, а основной его командой стала «Ботафого», куда он перевелся на следующий год стараниями Салданьи, заменив главного бомбардира этого клуба — стареющего Карвальо Лейте. Элено блистательно выполнил задачу: в 233 матчах за «Ботафого» забил 204 гола!

Де Фрейтас был неудержим в атаках, техничен до невероятия и элегантен в обращении с мячом, быстр в беге и, что особенно важно, стремителен в принятии решений. Всегда на какую-то долю секунды он опережал соперников, бросавшихся вместе с ним за мячом. Элено мог бы стать самым великим футболистом в истории своей страны и, может быть, даже обогнал бы «величайшего из великих» — Леонидаса, если бы не его страшный характер.

Именно «страшный» — другого слова не подберешь. Он был самовлюблен и чудовищно капризен. Не мог ужиться ни с кем из товарищей по команде, и ни один из тренеров не сумел обуздать его строптивый нрав. Его прозвали «Жильда» — по имени невротичной, но крайне чувственной героини (!) популярного в те годы фильма, которую сыграла тогдашний секс-символ Голливуда Рита Хейуорт. Достаточно было кому-нибудь из соперников выкрикнуть в лицо Элено это обиднейшее прозвище, как он взрывался, кидался с кулаками на обидчика, и… тут же удалялся с поля, после чего проклинал на чем свет стоит и арбитра.

В 1948 году «Ботафого» со вздохом облегчения продал де Фрейтаса аргентинской «Боке Хуниорс». Там его хватило на сезон: в 1949-м он вернулся в Рио, в «Васко да Гама», стал чемпионом с этим клубом, но разругался с тренером Флавио Коста, и был отправлен в Колумбию, где ему за потрясающее мастерство поставили в городе Барранкилья памятник!

Любопытный эпизод: в свое время президент Бразилии Кафе Фильо посетил Колумбию. На торжественном обеде его соседка по столу стала восторженно рассказывать о «потрясающем» Элено, о его красоте, элегантности, воспитанности и фантастической футбольной технике. Но бразильский лидер только молча хлопал глазами: далекий от спорта старец, он впервые слышал фамилию де Фрейтас из уст собеседницы…

Вернулся Элено из Колумбии в 1951-м. Сыграл за «Америку»… 35 минут: был удален с поля в первом же матче. Это был единственный случай, когда он выходил на поле «Мараканы». 

Всегда одетый по последней моде, с прической под Родольфо Валентино — знаменитого кинолюбовника 30-х годов, завсегдатай казино и ночных клубов, кумир светских дам, он окончил свою жизнь в сумасшедшем доме в ноябре 1959-го, когда ему было всего 39 лет… Это стало следствием сифилиса, подхваченного в ранней юности и уничтожавшего его на протяжении всей его недолгой жизни.

ДОСЛОВНО

«Хотя он был лучшим игроком своей команды, но она стала чемпионом лишь тогда, когда он ее покинул. Он яростно ругался со всеми своими партнерами и, вместо того чтобы помогать им, раскалывал команду. Это не помешало ему занять место великого Леонидаса в сборной и стать идолом торсиды. Газеты писали, что он был джентльменом за пределами поля, но он никогда не был джентльменом. Это был всего лишь человек с растерзанными болезнью нервами, жертва неизлечимого нервного расстройства».

Сержио ПОРТО, фрагмент новеллы «Идол».

Новости. Футбол