Беспроцентное золото

ПАС ВРАЗРЕЗ
ЦСКА ворвался в чемпионат-2003 и громко сказал: «Я – чемпион, никому не дергаться!» «Да ради бога, если вам так уж нужно. У нас своих забот хватает», – в один голос согласилась премьер-лига. Вот и вся история, если коротко.
Подкупило по-детски непосредственное желание красно-синих. Есть такие упорные мальчики, которые каждый день твердят: «Хочу велосипед!» «Будешь себя хорошо, правильно вести – получишь велосипед», – отвечают ему. И он ведет себя как полагается, старается изо всех сил, получает вожделенный велосипед и не устает потом им хвастаться. Имеет право.
Взрослым свойственно смотреть на вещи шире. Разные национальные чемпионаты имеют разную ментальность. В Италии, например, скудетто перевешивает все прочее, что возможно выиграть в футболе. Там всегда найдется три-четыре охотника за титулом – именитых, искушенных, хищных, обойти которых означает: из всех крутых профи ты самый-самый. Газзаев и его команда напряглись в своей чемпионской кампании, будто они в Италии. Но в России не так. Российская публика на круг всегда недовольна своим футболом и своим чемпионатом. Она его, можно сказать, терпит за неимением лучшего. И потому каждый год охота придирчиво оглядеть своего чемпиона со всех сторон. Доставил ли удовольствие? Прославил ли отечество за кордоном? Имеет ли перспективу? Иными словами, наша аудитория требует себе с чемпиона процент за терпение.
По части процента в пользу общества ЦСКА – вещь в себе, не вызывающая живого отклика. Во-первых, неясен вектор его футбольного развития. Так, год назад команда Газзаева играла свежее и, как следствие, набрала больше очков, чем сейчас, больше забила и меньше пропустила. То же самое, если перебрать ключевых армейских игроков: ни одному из них этот сезон не удался лучше предыдущего. Ни Семаку, ни Гусеву, ни, пожалуй, Яновскому. Про нарастающую непродуктивность Попова с Кириченко и толковать нечего. Вообще, такое ощущение, что дорогостоящие приобретения красно-синих, заступая на армейскую футбольную службу, внушают старослужащим: подвиньтесь, ребята, теперь играть буду я. Так Гусев в чемпионате-2002 на первых порах затмил всех. Весной 2003-го сольная партия была всецело отдана Ярошику. Осенью – Оличу. Но вот загвоздка, по ходу дела первые двое постепенно словно растворились в коллективе, приняв его общий уровень. А по идее, надо бы, чтобы подтянули до своего. Да, Олич пока что рвет и мечет, но не ждет ли его та же участь? Вот и задумаешься: где здесь капиталистическая выгода от крупных вложений, то есть последовательное строительство классной команды, если яркие новички всего лишь щедро «проставляются» на первых порах?
В российском чемпионате короля играет свита. А свита нынче у ЦСКА была очень разношерстная. На фоне «Динамо», «Сатурна», «Крыльев», размахнувшихся в межсезонье на рубль, а в чемпионате ударивших на копейку, ЦСКА – несомненный отличник боевой и политической подготовки. Но есть еще «Зенит» и «Рубин» с эффектом неожиданного яркого восхождения. Тактической свежестью, игровыми блестками и очевидной перспективой. И есть «Локомотив», российский образец поступательного развития: мы-то думали, он в чемпионской эйфории застрял на полустанке, а он, оказывается, осознанно и четко перевел стрелку на европейские просторы.
Самые сильные победы ЦСКА в сезоне – две над «Локомотивом» и две над «Крыльями». Показательные, с подтекстом. Вспоминаются слова из двух старых песенок. «Если случится, что он влюблен (в чемпионский титул. – Прим. Ю.Ц.), а ты на его пути – уйди с дороги, таков закон». Так с ЦСКА играли «Крылья». «Ну о чем с тобою говорить? У меня другие интересы». А так – «Локо». Из этого разброса мотиваций задач и настроений в премьер-лиге-2003 и сложилась аура армейского чемпионства. 2003-й – год ЦСКА. Документально зафиксировано: он был сильнейшим. Но есть ли у красно-синих что добавить к этой «чисто конкретной» формулировке?





