Налоговый рай в осаде

ФУТБОЛ
Не только в российском футболе модно обвинять иные клубы в предоставлении им режима наибольшего благоприятствования. Накануне матча на Кубок лиги между «Марселем» и «Монако» президент марсельцев Кристоф Буше вновь поставил вопрос о том, почему монегаски имеют налоговые преимущества перед другими клубами первого дивизиона.
ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ
История эта своими корнями уходит в далекое прошлое. Еще при президенте де Голле, 18 мая 1963 года, между Францией и Монако был заключен договор, согласно которому все лица, постоянно проживающие на территории княжества, освобождались от подоходного налога, а также получали другие фискальные льготы. Данное правило относится и к французам, и к иностранцам, имеющим постоянную регистрацию в Монако.
Что это означает применительно к французскому футболу? Легионер с годовой зарплатой 1 миллион евро обходится «Монако» в 1 543 050 евро в год, а любому другому клубу первого дивизиона – в 3 раза дороже. И это далеко не единственное преимущество монегасков, ставящее их в привилегированное положение.
Моисей 40 лет вел свой народ к земле обетованной. Руководству клубов первого дивизиона французского чемпионата понадобилось ровно столько же, чтобы понять, какие привилегии по сравнению с ними имеют те, кто на ней давно обосновался.
Впрочем, в данном случае дружное прозрение президентов имеет сугубо земные причины. В июне этого года Жан-Луи Кампора, харизматический президент клуба из княжества, уступил свой пост Пьеру Свара. На новоиспеченного руководителя накинулись все кому не лень. «Монако» припомнили и налоговые льготы, и «связи с русской мафией», и двойные стандарты руководства Французской федерации футбола, которое сначала приняло решение о переводе клуба во второй дивизион, а затем дало обратный ход.
Возглавил отряд могильщиков «Монако», разумеется, президент «Марселя» Кристоф Буше. Монегаски – кость в горле президента клуба, где играет Дмитрий Сычев. Именно они лишили марсельцев прямой путевки в Лигу чемпионов.
КНЯЗИ ГРЯЗИ НЕ БОЯТСЯ
Объективное представление о реальном положении вещей можно составить, только выслушав все стороны. Именно это попытались сделать корреспонденты «Франс Футбол», встретившиеся с Пьером Свара, президентом «Монако» и основным фигурантом разгорающегося скандала.
— Каково ваше отношение к полемике, которая в настоящий момент ведется вокруг места «Монако» во французском футболе?
— Наш клуб – постоянный участник чемпионата Франции, но в то же время есть некоторые нюансы, обусловленные тем, что команда представляет независимое государство, законы которого несколько отличаются от французских. Мы никогда не пытались получать дополнительного преимущества за счет особенностей налоговой политики княжества. Признаюсь, меня выводят из равновесия статьи в различных периодических изданиях, из которых я узнаю, что «Марсель», «Лион» и «ПСЖ» лишились места в еврокубках якобы из-за «Монако».
— Каково чувствовать себя обвиняемым?
— Неприятное ощущение. Тем более что я не считаю себя виновным. Не я автор налогового законодательства Монако. И не мне его менять. Если уж на то пошло, это вообще не футбольная проблема.
— Но вы признаете, что у «Монако» есть определенные преимущества?
— Наши преимущества с лихвой компенсируются неудобствами. Тот же «Марсель», скажем, за счет продажи билетов получает в шесть раз больше, чем мы. Со своей стороны могу лишь пожелать нашим конкурентам, чтобы они имели те же налоговые льготы, что и «Монако».
— Как, по-вашему, дальше будут развиваться события?
— Я слышал разные предложения, вплоть до такого бреда, как идея платить десять процентов от общих доходов клуба за право участия в чемпионате. Некоторые предлагали, чтобы мы участвовали в первенстве вне конкурса. Если вы не хотите, чтобы «Монако» играл в чемпионате Франции, – скажите об этом прямо, без недомолвок.
— Президент Тирьез предложил устроить «круглый стол» с участием всех заинтересованных лиц…
— Обеими руками «за».
— Почему на «Монако» начали нападать именно сейчас?
— Конкурентов раздражают наши успехи. Когда Дидье Дешам только возглавил команду, которая шла на пятнадцатом месте в чемпионате, в газетах не было ни строчки о налоговых льготах «Монако».
— Каковы сейчас ваши отношения с другими президентами клубов?
— Рабочие. С тем же Буше общался буквально две недели назад. Встречался с Олясом, Трио, Тирьезом. Дело, я думаю, не в них, дело в тех, кто за ними стоит. Как только ушел Кампора, эти кукловоды дали отмашку – и началось. Меня самого это поначалу шокировало. Большая часть обвинений попросту смехотворна. Нас обвиняют в избытке легионеров? Помилуйте! В некоторых клубах их гораздо больше. Мы скупаем таланты? Да на того же Марле, которого я бы очень хотел видеть в команде, нам просто не хватит денег.
— Кстати, каково сейчас финансовое положение «Монако»?
— Вмешательство принца Альберта помогло клубу встать на ноги. Проблемы, конечно, остаются. Так, мы были вынуждены снизить зарплату игрокам. Думаю, на то, чтобы ликвидировать бюджетный дефицит, нам понадобится три-четыре года. В настоящее время ведутся переговоры с потенциальными инвесторами.
КОММЕНТАРИИ ПРЕЗИДЕНТОВ КЛУБОВ ПЕРВОЙ ЛИГИ
Кристоф БУШЕ (Марсель):
– Я ни в чем не упрекаю «Монако». Ничего личного. Меня просто не устраивает ненормальное положение вещей. Да, я выступаю по этому поводу чаще, чем другие, но только потому, что не боюсь называть вещи своими именами. Монегаски пользуются дополнительными привилегиями, но не приносят очков в копилку Франции в еврокубках. Разве это справедливо? Причем экс-президент «Монако» Кампора благодаря своим связям в течение многих лет препятствовал решению проблемы.
Это лишь один из симптомов болезни, поразившей французский футбол. Каков выход из тупика, сказать сложно. От предложения платить «десятину» попахивает средневековьем. У меня, например, есть такая идея: поскольку Монако является независимым государством и членом МОК, предлагаю, чтобы одноименный клуб в случае успешного выступления в нашем чемпионате участвовал в еврокубках, но не за счет французских команд.
Жан Луи ТРИО (Бордо):
— Вселяет оптимизм уже тот факт, что данную проблему наконец-то начали обсуждать. Говорят, что налоговые льготы приносят «Монако» дополнительные 12 млн. евро в год. На самом же деле гораздо больше.
Мишель СЕЙДУ (Лилль):
— Боюсь, что «круглый стол» закончится безрезультатно. Бюрократы из министерств спорта и финансов будут решать проблему многие годы. Считаю, что налоговый статус игроков должен определяться отдельным законом.
Ноэль Ле ГРАЭ (Генгам):
— Поскольку «Монако» представляет независимое государство, в случае завоевания клубом из княжества места в еврокубках дополнительная путевка в Европу должна предоставляться французской команде. Например, если «Монако» займет одно из первых трех мест в чемпионате Франции, команда, ставшая по итогам первенства четвертой, должна иметь право на место в Лиге чемпионов. Разумеется, это необходимо согласовать с УЕФА, но я думаю, что европейские футбольные чиновники дадут согласие.
Эмманюэль КЮЭФФ (Ренн):
— Преимущества «Монако» необходимо минимизировать. А вопрос этот должен решаться только нами. Привлечение международных инстанций будет означать признание собственной беспомощности.
Жан Клод АМЕЛЬ (Осер):
— Ситуация, конечно, уникальная. Это как если бы клуб из Андорры выступал в чемпионате Испании… И вот еще над чем стоит задуматься: все французские клубы периодически подвергаются проверкам налоговых органов. И только в «Монако» спят спокойно.
Карло МОЛИНАРИ (Мец):
— Идея вступительного взноса с «Монако» – полный бред. Вообще во всей этой мышиной возне вокруг клуба из княжества я вижу происки господина Оляса, упустившего в свое время Морьентеса.
Жан Мишель ОЛЯС (Лион):
— Если бы «Монако» подчинялся тому же налоговому законодательству, что и французские клубы, его расходы увеличились бы как минимум на 20 миллионов евро в год. Что касается идеи дополнительного места в еврокубках, то тут, извините, попахивает лицемерием. Кое-кто пытается приобрести себе популярность, отлично осознавая при этом, что шанс на успех – один из тысячи. У меня вот такое предложение. Раз уж «Монако» пользуется налоговыми льготами, пусть «Федкоминвест» (российская компания, претендовавшая одно время на контрольный пакет акций «Монако». – Прим. ред.) спонсирует заодно, скажем, и Кубок лиги.
Анри ЛЕГАРДА (Ле Ман):
— Не вижу, в чем «Монако» ущемляет интересы других клубов.





