Тридцать лет спустя…

Крупнейшим в Западном полушарии футбольным событием в первые послевоенные годы стал проведенный в 1949 году в Бразилии чемпионат Южной Америки.
news

НА ФУТБОЛЕ

Крупнейшим в Западном полушарии футбольным событием в первые послевоенные годы стал проведенный в 1949 году в Бразилии чемпионат Южной Америки.

Этот турнир в третий раз проводился на бразильской земле: до этого Бразилия принимала его у себя в 1919 и 1922 годах. Причем сила «своего поля» проявилась тут особенно наглядно: в обоих вышеуказанных случаях Бразилия побеждала. Тогда как на «чужих» полях она не выигрывала ни разу вплоть до 1997 года! Это правило, кстати, распространяется и на остальных участников этого одного из самых традиционных международных турниров (он разыгрывается с 1916 года): Аргентина и Уругвай на своем поле по шесть раз становились чемпионами. Правда, в отличие от Бразилии они с похвальной регулярностью выигрывали этот кубок и на чужих полях. Но у себя дома не позволяли замахнуться на него никому! Вообще эти две страны фактически монополизировали за собой обладание этим почетным трофеем: они выигрывали его по 14 раз. Тогда как пятикратный чемпион мира Бразилия становилась его обладателем всего 6 раз, Парагвай и Перу – по два раза, Боливия и Колумбия – по разу (тоже на своих полях).

Напомню, что инициатором этого континентального турнира была Аргентина, которая в 1910 году, отмечая столетие независимости, провела первый в Западном полушарии международный футбольный турнир. В нем приняли участие помимо хозяев Уругвай и Чили. Бразильцы отказались, сославшись на «недостаток квалифицированных игроков». Тогда-то и родилась идея создания Южноамериканской футбольной конфедерации, которая была учреждена на проведенном в Буэнос-Айресе в начале 1916 года конгрессе с участием Аргентины, Уругвая, Чили и примкнувшей к ним на сей раз Бразилии. Эта конфедерация и стала проводить континентальные чемпионаты.

Но вернемся к турниру 1949 года. Его особенностью явилось, во-первых, отсутствие Аргентины и, во-вторых, неожиданная слабость уругвайской сборной. Обе эти страны испытывали в тот момент серьезные трудности. Лучшие аргентинские футболисты ведущих клубов в конце сороковых были переманены высокими заработками в Колумбию, в первую очередь в клуб с характерным названием «Миллионариос». А уругвайские профессионалы забастовали в тот самый период, когда нужно было отправляться в Бразилию, и руководство местной футбольной федерации вынуждено было набрать в сборную необстрелянных новичков. Зато хозяева поля встретили своих соперников во всеоружии. Возглавил сборную, безусловно, сильнейший на тот момент бразильский тренер Флавио Коста, работавший с очень сильной (полностью оправившейся от «синдрома Арубиньи», о чем шла речь в прошлой колонке) командой «Васко да Гама». Он пригласил в сборную действительно сильнейших звезд, имея в виду не только выигрыш этого турнира, но и обкатку команды к предстоящему на будущий год там же, в Бразилии, четвертому чемпионату мира.

В команду вошли ветераны южноамериканских чемпионатов 1945 и 1946 годов Данило, Руй, Тезоуринья, Зизиньо, Адемир и Жаир. Зизиньо был на тот момент лучшим в Америке, а может быть, и во всем мире игроком средней линии, Адемир – знаменитейшим в стране форвардом, преемником великого Леонидаса. Эти рыцари начали чемпионат под звон победных фанфар: в первом же матче, проводившемся в Рио 3 апреля на переполненном стадионе «Сан-Жануарио», сборная Эквадора была разгромлена со счетом 9:1. Следующий матч по не слишком напряженному календарю турнира (он продолжался с 3 апреля по 11 мая) бразильцы играли через неделю – 10 апреля на «Пакаэмбу» в Сан-Паулу. И «разорвали» Боливию — 10:1. Было от чего сойти с ума торсиде.

О том, как дальше развивались события на этом турнире, рекордном по числу забитых голов, расскажу в следующей колонке.

ДОСЛОВНО

«Разница между бразильскими и аргентинскими болельщиками вполне очевидна и легко объяснима. В то время как аргентинцы обожают свой клуб в поистине религиозной форме, ничего не ожидая взамен, бразильцы, особенно наши варвары из организованных торсид, считают себя фактическими хозяевами клубов. Причем хозяевами безрассудными, не умеющими перенести случайные ошибки и всегда настроенными на яростное освистывание своей команды, когда она не следует амбициозному сценарию побед, рожденному в воображении торсиды. Это лишний раз подтверждает мнение, которое кто-то из журналистов однажды высказал: бразильский болельщик не любит спорт! Он любит только победы».

(Газета «Эстадо де Сан-Паулу», 28 апреля 2003 года).