Красно-белые братья-славяне. Группа легионеров из восточной Европы – самая многочисленная в нынешнем «Спартаке»

ФУТБОЛ
МЕЖСЕЗОНЬЕ
Если в нашей стране так мало классных защитников, откуда их брать, если не за границей? И благо, что чех Иранек и серб Видич быстро освоили русский. Если для «Спартака» долго не могли найти хорошего вратаря в России, то почему бы не попробовать поляка Ковалевски. Если нужен быстрый резкий форвард, то вот вам, пожалуйста, – серб Михайло Пьянович. Тем более что братья-славяне «Спартака» признают – Россия больше похожа на их страны и куда понятней, чем, скажем, Италия.
Мартин Иранек приехал в «Спартак» прошлым летом едва ли не сразу после чемпионата Европы. Подписал контракт, отключил мобильный телефон и отправился в Арабские Эмираты – передохнуть после трудного для чехов Евро. Потом приехал после отпуска и сразу попал в основной состав. Пожалуй, из всех спартаковских новобранцев образца лета-2004 именно Иранек стабильнее остальных отыграл второй круг. Да и на сборах правый защитник красно-белых пока выглядит очень солидно.
В РОССИИ БОЛЬШЕ ПЬЮТ
– Очень нравится в Москве, – чех поднимает вверх большой палец. – Мне сняли квартиру на Большой Почтовой улице, недалеко от Сокольников. Когда моя девушка Диана работает в Праге, живу один. Если есть у нее свободное время, она приезжает ко мне. В команде все хорошо, клуб работает просто отлично!
– Откуда знаете русский?
– Слушаю, как говорят здесь, и запоминаю. Нет, с учителем не занимался, и, когда был маленький, в школе у меня такого предмета тоже не было. Но чешский и русский – очень близкие языки, многие слова похожие, вот и говорю!
– Сложно было привыкнуть к России?
– Ваша страна мне понравилась сразу. Никаких трудностей! В Италии было не очень хорошо. Город маленький, и ты постоянно на виду. «Реджина» же играла не очень хорошо и с каждым годом опускалась все ниже. Хорошая была только погода – солнце, море. В России, конечно, холоднее, чем в Чехии, в Праге самый сильный мороз – минус 7–8.
– Чем отличается Россия и Чехия?
– Почти ничем. Я не замечаю отличий. Ну, если только в России чуть больше пьют. (Смеется.)
САМОЕ КОНКРЕТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ БЫЛО ОТ «СПАРТАКА»
– А есть отличия в футболе?
– Мне ваш чемпионат кажется таким же сильным, как и чешский. Много сильных игроков, есть аргентинцы, бразильцы.
– В Чехии тоже много легионеров?
– Нет, у нас больше своих футболистов.
– Когда вас позвали в «Спартак» прошлым летом, долго думали?
– После чемпионата Европы слышал, что меня хочет купить «Байер», «Селтик», «Фиорентина», «Палермо». В общем, очень много команд. Я встретился с президентом «Реджины», который сказал, что самое конкретное предложение сделал «Спартак». Я приехал в Москву и подписал контракт.
– С кем из чешских игроков советовались?
– Я разговаривал с Антонином Кински из «Сатурна», Павлом Марешом из «Зенита». Они сказали, что здесь все хорошо, надо ехать.
ИЗ РОССИЙСКИХ ЗАЩИТНИКОВ НРАВИТСЯ ИГНАШЕВИЧ
– Почему «Спартак» в прошлом сезоне так много пропустил?
– Тяжело сказать. Может, оттого, что менялись тренеры? Знаю, что «Спартак» несколько лет подряд был чемпионом. Прошлый год был очень плохой, но в этом мы сделаем все, чтобы стало лучше. Хотя будет тяжело, многие команды покупают сильных игроков.
– Кто, по-вашему, лучший защитник российского чемпионата?
– Я еще не видел толком другие команды. А из того, что видел? Нравится защитник из ЦСКА, который играет в сборной России. Игнашевич, говорите? Да, точно, он! И еще, конечно, наш центральный защитник Видич!
– В «Спартаке» лучше, чем в «Реджине»?
– Да, в «Реджине» у нас было только одно поле для тренировок. Хозяева клуба не хотели инвестировать деньги в строительство базы, чтобы она была такой, как, например, у «Спартака». В Тарасовке три поля, есть синтетическое, есть сауна. В «Реджине» этого не было.
– Как считаете, русскому чемпионату чехи и вообще славяне больше подходят, чем, скажем, бразильцы?
– Думаю, да. Славяне в России, как дома. А у бразильцев совсем другой менталитет, другая страна, где каждый день солнце.
– Возможно, что от Мартина Иранека дождутся в этому году и голов?
– Последний раз я забивал давным-давно, еще в «Реджине», когда мы играли в серии В (сезон-2001/02. – Прим. ред.). Тогда я забил три мяча. Много забивал в молодежной сборной, а потом – все. Видимо, лучше стал играть в защите. Все-таки это мой основной профиль.
САМЫЕ МОЩНЫЕ ДИАСПОРЫ В «СПАРТАКЕ»
| ГОД | ДИАСПОРА | ИГРОКИ |
| 1994 | Украинская | Тяпушкин, Помазун, Сак, Тернавский, Надуда, Погодин, Гашкин |
| 2001 | Балканская | Митрески, Гушо, Ристович, Матич,Стаменовски, Гошевски, Мазнов |
| 2001 | Африканская | Тчуйсе, Кебе, Аджей, Фло |
| 2003 | Бразильская | Мойзес, Руссо, Луизао, Андре Диас, Роберт, Гин |
КОММЕНТАРИЙ
1994. Многочисленные протеже тренера Вячеслава Грозного не стали усилением для «Спартака». Впрочем, каждый из украинских футболистов может вспомнить по одному-два матча в составе красно-белых, которым грех не гордиться. Так, весной 94-го защитник Владислав Тернавский закрыл суперфорварда Ромарио, который приезжал в составе «Барселоны» на матч Лиги чемпионов со «Спартаком». Но Ромарио тогда все равно забил.
2001. Трансферную политику, которую вел «Спартак», в кулуарах иначе как безумием не называли. В команду пачками доставлялись слабые легионеры из всех уголков мира, и даже дилетанту было ясно, что в клубе творится что-то неладное. В конце концов легионеров в команде стало больше, чем российских игроков! После своей отставки в 2003-м Олег Романцев расскажет, что его мнение практически не влияло на те или иные решения трансферного характера.
2003. Затраченные на покупку футболистов миллионы ушли в песок. Луизао, Андре Диас, Роберт и Гин не смогли привыкнуть к российской действительности. На фоне приобретений конкурентов «Спартака» они явили собой полную несостоятельность и были отправлены восвояси.





