И все же главное – маневры… Сборная России показала целый ряд интересных тактических схем

ФУТБОЛ. ГЕРМАНИЯ – РОССИЯ
РАЗБОР ПОЛЕТОВ
ЗАБЫТЬ О «ЧИСТЫХ» ФОРВАРДАХ
Команды запоминают и соответствующим образом к ним потом относятся – по таким матчам. Товарищеской встреча с Германией оказалась только по названию. Таковой она войдет в реестр обеих сборных. Продемонстрированные соперниками скорости, отдача, тактическое варьирование в различных игровых стадиях – из официальных матчей хорошего, выше, на мой взгляд, среднего уровня.
Россия выглядела в Менхенгладбахе достойно. До безупречности, понятно, еще далеко, но основные составляющие игры вполне можно оценивать приличными баллами.
Разработанная тактическая схема не превратилась в догму, исключившую бы импровизационные моменты, реализовывалась с необходимой подвижностью и гибкостью и – одновременно – в жестких рамках не менее необходимой в современном футболе дисциплины.
Лишний раз матч в Германии убедил в нелепости продолжающихся разговоров о количестве так называемых «чистых» форвардов. Дело – давно понятно – не в их числе, а в подготовленных вариантах ведения атакующих действий различными группами игроков. Оба гола в немецкие ворота стоит, полагаю, приводить в качестве примера эффективности скоростных коалиционных вылазок на территорию соперника. В обоих случаях можно говорить об участии в голевых эпизодах «больших коалиций», в состав которых входили по 5–6 футболистов, хотя в заключительной стадии на виду оказывались «малые» (Семак – Сычев – Анюков и Алдонин – Аршавин – Кержаков). Отвлекающие маневры совершали при этом Жирков, Лоськов и Евсеев. Защитник «Локомотива», кстати, тоже ведь мог забить.
ДО ПОСЛЕДНЕЙ СЕКУНДЫ
Голевых моментов у ворот сборной Германии было, как и предполагал Юрий Семин, выбравший с помощниками оптимальный состав и усиливший игру заменами, немного. С реализацией дело обстояло неплохо. Как неплохо оно, полагаю, обстояло с общим уровнем надежности принимавших участие в матче футболистов (команда не согласилась с «приемлемым», в один мяч, поражением от Германии, за которое ее никто бы, наверное, не осудил, не остановилась, добавленное время отработала до последней секунды), их концентрацией, стремлением следовать выработанным перед игрой тактическим договоренностям, умением перестраиваться по ходу матча.
Некоторые проблемы возникали в центральной зоне обороны сборной России и перед этой зоной. Возможно, разреженность пространства, отсутствие необходимой плотности, позволившее Швайнштайгеру практически без помех забивать мячи (особенно характерным в этом плане был второй гол немца), вызваны тем обстоятельством, что на поле находился фактически лишь один опорный полузащитник (Алдонин). Не стоит к тому же забывать о травмах ключевых игроков центральной зоны защиты российской сборной Игнашевича и Смертина.
В целом же оборонительные действия сборной России были толково выстроены с учетом того, как ведет атаки немецкая команда. Во всяком случае, во время атак хозяев поля, следовавших после срыва атак российских, довольно редко за линией мяча на нашей половине не оказывалось необходимого по численности оборонительного состава. Это один из признаков тактического класса. Выходы же из обороны проводились, словно по учебнику: на приличествовавшей ситуации скорости, с участием оказавшихся рядом с мячом футболистов, совершенно безотносительно от их формальной принадлежности к тому или иному амплуа.
ПРОВЕРКА НА СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Серьезная проверка на состоятельность пройдена, по-моему, успешно. К лучшему, не исключено, что команде не пришлось сразу играть два официальных матча подряд, а довелось провести товарищескую встречу именно с таким соперником. Отборочный турнир для сборной России может завершиться как положительным (на что надеемся), так и отрицательным результатом. Сейчас же понятно одно: трудное строительство новым тренером новой сборной началось весьма квалифицированно. При почти полном, так, во всяком случае, видится со стороны, взаимопонимании с игроками в вопросах, касающихся отношения к тренировочной работе на коротких сборах, к выбранной тактике, попаданию в состав и полнейшей сосредоточенности на поле в каждую из отведенных минут.





