Пас от Василия Уткина. Семин в октябре. Пойдет ли главный тренер сборной в октябрьском матче против Словакии на революционные перемены?

ФУТБОЛ
РОССИЯ – ПОРТУГАЛИЯ
Шла пятнадцатая минута восьмого. Она же – пятнадцатая минута матча Россия – Португалия. Я выскочил из машины у подземного перехода, у самого стадиона «Локомотив». Оставалось пробежать подземный переход, просочиться через пару кордонов, и у трибуны меня уже ждал человек с билетом.
Мне немного жаль было этого человека: я-то должен был оказаться на стадионе минуте на восемнадцатой (вышло даже быстрее), а вот он так и оставался до самого конца в машине неподалеку от трибуны. Правда, потом я узнал, что в машине был немного рябивший, но все же вполне пристойный телевизор. В общем, он тоже посмотрел матч.
БЕЗ ДВАДЦАТИ МИНУТ…
Почему я об этом рассказываю? Мне не стыдно было опоздать на игру национальной сборной, хоть и происходило это в первый раз в жизни (кажется, это единственное мероприятие, на которое я до сих пор не опаздывал). Дело в том, что я планировал посмотреть игру по телевизору – я опоздал купить билеты, а что в пресс-ложе будет сидеть масса постороннего люда и займет все сколько-нибудь удобные места, даже и не сомневался. Да так и случилось.
Но примерно за полтора часа до начала мне позвонил добрый приятель и сообщил, что у него есть совершенно лишний билет на очень хорошее место. Ну находился я на другом конце города, время пиковое, ну что греха таить – со стадиона смотреть совсем другое дело. Ну пропущу первые двадцать минут. Ну их ведь можно потом посмотреть. Стадион стоит опоздания!
К чему я это рассказываю? Извините уж за подробности личного свойства… К тому, что моя точка зрения на игру Россия – Португалия обусловлена тем, что двадцать первых минут я досмотрел утром. С интересом и удовольствием. Но в стадионную атмосферу, обстановку самозабвенного переживания за победу я попал с опозданием. И в самозабвенности, извините, так и не догнал окружающих.
…И С ДВАДЦАТЬЮ МИНУТАМИ
Первые двадцать минут – их всегда ведь можно расценивать по-разному, какими бы они ни были. Как бы здорово ни играла команда, они могут быть – и чаще всего так и бывает – обусловлены эмоциями. Как же – столько народу ждет, что наши понесутся и сметут Португалию; как же они могут не понестись? Как бы здорово ни играла команда на старте, обобщаем мы дальше, матч редко решается в первые минуты; важно, чтобы рисунок игры сохранялся как можно дольше и варьировался в соответствии с требованиями момента.
Все это было бы неважно, если б сборная России в эти стартовые минуты забила. Но этого не произошло.
И я понимаю головой, что в матче произошла драма. Что этот … Мерк (вставьте вместо многоточия, пожалуйста, любое слово, которое вам нравится; я ненавижу этого арбитра, который, своим идиотским буквоедством испортил мне уже с десяток отличных матчей, и не только с участием наших), так вот – этот Мерк удалил нашего капитана и единственного, как мне кажется, действительно незаменимого в ней игрока за то, за что, кроме него, не удалил бы никто другой. Ну, он такой; сами виноваты, что забыли, с кем имеем дело.
Я понимаю прекрасно, что спасти игру вдесятером против команды, главный козырь которой и в равных составах – владение мячом, дело крайне сложное. Причем даже если встать на точку зрения, что португальцы играли вполноги – а на это было похоже, – да и за что им было убиваться, просто это не самое важное – все равно ударов по воротам они нанесли достаточно, включая опасные; все равно Паулета пытался забить рукой (а не надо было б ему этого – не пытался б); все равно не прижаться к воротам и тем себя обречь на поражение, надо было изловчиться.
Просто понимаю я это головой, а не сердцем. Даже посмотрев впоследствии недостающие минуты. Минуты красивые и славные, что говорить.
ИЛИ ПЛАН, ИЛИ ПРОПАЛ?
И вот раз уж так сложился мой вечер, что понимаю я все это головой, я расскажу, чего я недопонял в этой игре на уровне не эмоциональном, а прохладно-рассудочном. Я так и не понял, как мы планировали обыгрывать Португалию. Если на эмоциях и на поддержке стадиона – то меня это не очень вдохновляет, потому что ни то, ни другое не будет сопутствовать нашей сборной всегда. Я не увидел в действиях нашей команды гибкого плана игры, причем его недостаточная гибкость проявилась, по-моему, еще и в том, что с удалением Смертина выпускать на поле для того, чтобы как-то перестроиться, было просто некого.
В запасе у нас оставались только игроки атаки, по большому счету; атакующие хавы, нападающие да Евсеев с Анюковым, которые в сложившейся ситуации помочь были не в состоянии. Конечно, только тренер оценивает состояние игроков для того, чтоб их включать в состав; но со стороны остались вопросы.
Мне осталось непонятным, при всем азарте ставки в середине поля на молодежь, почему сборная России решила сыграть с Португалией без флангов. Дело опять-таки не в персоналиях; я не хочу сказать, что на поле обязательно должен был быть, например, Анюков тот же, или Быстров, или Евсеев. Просто план на игру с португальской командой, которая: а) делает ставку на контроль мяча и б) почти идеально умеет вступать в борьбу за мяч на том месте, где его теряет, и выйти из-под этого прессинга вряд ли бывает возможно, не имея варианта с длинной передачей на ускоряющийся фланг, так вот – этот план представляется мне недостаточно глубоким.
Ну, не говоря уже о том, что странно: при игре в меньшинстве сравнительно поздно появился на поле Семак. Тот футболист, который своей агрессией, своей энергией как раз и может помочь «перегрызть» в центре поля численное большинство соперника, а Марат Измайлов, блистательно проведший дебют игры и только набирающий при этом форму, после перерыва выглядел явно уставшим.
КАК ИГРАТЬ НА ПОБЕДУ
Но, понимаете, я совершенно не хочу разубеждать тех, кто убежден, что сборная России вообще-то молодец. Хороший, умеренный такой молодец. Не вчера для нас все решалось. Нам в любом случае надо выигрывать в Братиславе, понимаете, в любом. Даже если бы сборная России сейчас опередила словаков по набранным очкам; все равно игра на ничью – не наша игра, все равно задел в личных встречах со словаками у нас более чем противоречив – ничья в Москве 1:1. Нам, понимаете, надо, НЕОБХОДИМО играть со словаками в Братиславе на победу. Хотя бы на уровне установки на игру. И поэтому сборную России в матче с португальцами, пусть у меня в восприятии этой игры и были лабораторным по сути образом отсечены эмоции, нужно воспринимать не как команду готовую, а как команду становящуюся. Развивающуюся.
И потому – именно потому! – спасенная ничья вместе с девственными воротами (кстати, второй матч подряд) в игре с таким могучим соперником действительно внушает оптимизм. Можем! Устояли. И потому даже не слишком внятный план игры не внушает слишком уж серьезных опасений.
Знаете, я приехал домой и посмотрел игру Ирландия – Франция. Вот уж где был ажиотаж! Зидан вернулся. Это не Титов, который тоже вернулся, но в другую сборную и при других обстоятельствах; это Зидан. И что это была за игра? Игра нервов в первую очередь. И как там победили французы со своим великим возвращенцем? А гол Анри забил гениальный. А матч Анри провалил вообще-то, стоял непонятно где, мяч не получал. А вот пришло время – и исполнил.
А англичане проиграли Северной Ирландии. А испанцы так и не смогли на своем поле перекусить сербов.
А у нашей сборной, между прочим, ни Бекхэма, ни Зидана, ни Рауля нет. Это я не к тому, что спрос с нас маленький. Как раз нет – есть Зидан, нет Зидана, спрос сейчас со всех абсолютно один: умри, а попади, зараза, на чемпионат мира. Я к тому сказал, что нет у нас великих игроков, что чудеса с моментальными преображениями с командами происходят только, если в них супергерои есть. У нас – нет. У нас не будет преображения. Наша команда сильна может быть только коллективом, только духом и только сыгранностью.
ДРУГИХ ВАРИАНТОВ НЕТ
В силу этого, мне кажется, матч с Португалией – большая нам польза. И потому, что он показал характер. И потому, что он не был для нашей сборной содержательно хорошим – его можно критически осмыслить. И потому, что положение наше турнирное этот матч только усложнил. Мечта о том, чтобы опередить словаков перед очной встречей, практически рухнула.
Кто там говорил, что сборная наша недостойна поехать на чемпионат мира? Теперь это праздный вопрос. Потому что дорога на чемпионат мира, что по достоинствам мифическим, что по очкам набранным ВСЕ РАВНО лежит через победу над Словакией.
И если мы ее не добьемся, давайте скажем себе эти слова спокойно, предельно спокойно – если мы не сможем, когда нам НАДО, переиграть посредственную, хоть и рослую, хоть и сыгранную – но посредственную Словакию у нее дома в игре нервов…
Значит, грош нам цена.
До игры со Словакией – месяц.





