Врач Анатолий Щукин: «Убийца» Титова – не я!

В прошлый вторник полузащитник «Спартака» Егор Титов, находясь в редакции «СС» в качестве гостя «прямой линии», сделал сенсационное заявление – назвал непосредственного виновника допингового скандала, разразившегося два года назад.
news

ФУТБОЛ. РАССЛЕДОВАНИЕ «СС»

НОВЫЕ ПОДРОБНОСТИ «ДЕЛА ТИТОВА»

В прошлый вторник полузащитник «Спартака» Егор Титов, находясь в редакции «СС» в качестве гостя «прямой линии», сделал сенсационное заявление – назвал  непосредственного виновника допингового скандала, разразившегося два года назад.

«Мой убийца – доктор Щукин», – заявил Егор, отметив при этом, что имя «заказчика» ему неизвестно, а врач лишь исполнитель зловещего замысла...

Первым откликнувшимся на признание Титова стал обвиняемый им врач Анатолий Щукин, работавший в «Спартаке» в 2003 году. Он пришел в редакцию «СС», чтобы рассказать, как все было...

БЕЛЫХ ПЯТЕН НЕ СТАЛО МЕНЬШЕ

Вкратце вспомним хронику событий нашумевшего «дела». Итак, допинг-тест, взятый у футболиста 15 ноября 2003 года после первого стыкового отборочного матча Россия Уэльс, дал положительный результат. В организме Титова обнаружили следы бромантана препарата, который внесен в запрещенный перечень Международного антидопингового комитета как психостимулирующий и маскирующий употребление жестких стероидов.

В январе 2004 года футболиста дисквалифицировали на один год, а затем руководство «Спартака» уволило главного врача клуба Артема Катулина. В ходе внутриклубного расследования выяснилось, что бромантаносодержащим препаратом, использовавшимся в «Спартаке», может быть добавка «Омега-3», производитель которой не представил полной информации о продукте. Впрочем, это может быть всего лишь одной из версий, выгодной тогдашнему руководству «Спартака» (независимого заключения до сих пор нет, да и за давностью события добыть его невозможно).

Попытка нанятых клубом юристов скостить срок дисквалификации футболиста едва не обернулась еще более суровыми санкциями.

Спустя два года в «деле Титова» белых пятен стало едва ли меньше. Врачи Катулин и Щукин, некогда вместе входившие в медицинский штаб красно-белых, продолжают наговаривать друг на друга бог знает что. А прежние спартаковские руководители президент Андрей Червиченко и главный тренер Андрей Чернышов словно в рот воды набрали. По всему выходит, им есть что скрывать.

К ЛИДЕРАМ МЕНЯ НЕ ПОДПУСКАЛИ

Анатолий Щукин вспоминает о своем приходе в «Спартак»:

Я был принят на работу 1 июля 2003 года вскоре после назначения Андрея Чернышова на должность главного тренера команды. Не скрою, что пришел в «Спартак» по приглашению Андрея Алексеевича, с которым работал в молодежной сборной. Увы, с первого дня в «Спартаке» у меня что-то не заладилось. Не удалось установить профессионального и человеческого контакта с главным врачом команды Артемом Катулиным, который произвел на меня крайне негативное впечатление. Причина этого крылась в поведении коллеги: в его замашках и поступках четко прослеживались мощный эгоцентризм и непомерные амбиции. Мы практически не общались. Впервые за свою карьеру я встретил человека, с которым не сумел найти точек соприкосновения.

Каков был круг ваших должностных обязанностей?

Я обслуживал тренировочный процесс, оказывал оперативную помощь при ушибах и микротравмах. На меня был возложен курс витаминизации, то есть футболисты получали мультивитамины и мультиминералы от меня. Отвечал за расходную часть бюджета медицинского штаба Катулин, и все препараты я получал на базе в Тарасовке, в нашем медицинском центре, с его ведома.

Хочу сразу оговориться: никакого бромантана Титову я не давал. Это полностью исключено! Егор прекрасно знает, что к лидерам команды меня не подпускали, так как я был человеком новым. Здоровьем и подготовкой Егора, его партнеров Ващука, Ковтуна и других занимался исключительно Катулин. Что касается пресловутой «Омеги-3», то это обычная добавка, в которой бромантана быть просто не может! Известно, что Егор подвержен простудным заболеваниям, и мы ему прописывали «Ремантадин». И в нем бромантана не найти, хоть убейся! Все эти разговоры Катулина об «Омеге» и «Ремантадине» попытка замести следы, отвлечь внимание от действительно серьезного нарушения.

Катулин рассказывал, что провел обыск в вашей бывшей комнате на базе, и добыл компромат в виде разных подозрительных таблеток...

Это то ли ложь, то ли бред. В моей комнате Катулин ничего найти не мог!

ЗНАКОМЫЙ ФАРМАКОЛОГ

...Доктор Щукин быстро пожалел о том, что пришел в «Спартак». Спустя месяц пожаловался самому близкому человеку, супруге: на работе нездоровая ситуация, не знаю, что делать. Однако неприветливое лицо Катулина оказалось не самым страшным злом в новом коллективе...

Через какое-то время я обратил внимание, что у футболистов «Спартака» наблюдается повышенная эмоциональность после матчей, продолжает Щукин. Поведение ребят было неадекватным. Как профессионалу мне стало очевидно, что имеет место применение стимулирующих средств, то есть допинга. Подозрения вскоре получили веское подтверждение. Я обратил внимание, что за 4050 минут до начала матчей Катулин дает футболистам какие-то таблетки. Какие именно не знаю. Катулин доставал их из жестяной коробочки, которую всегда носил в своем чемоданчике, и раздавал каждому по очереди. Я поинтересовался у коллеги, зачем ему понадобилось это делать именно перед матчем. Ответ Катулина меня шокировал: «Ребята это нормально принимают. Они уже привыкли». Эти слова были произнесены очень уверенно и навели меня на мысль, что футболисты прекрасно понимали, что, зачем и почему.

Вы пытались образумить футболистов?

А смысл?! Я же говорю, они не дети, а взрослые состоятельные люди. Если принимали, значит, сами того хотели... Объяснение может быть одно: на что не пойдешь ради победы! Но, повторюсь, данное умозаключение я сделал из слов Катулина.

Титов был среди тех, кто принимал этот таинственный препарат?

Да, был. Все, кто входил в заявку на матч, это принимали. Исключение составляли некоторые легионеры. Пофамильно всех не вспомню, но сенегалец Кебе, например, категорически отказывался даже от «витаминок».

Насколько серьезны были нагрузки у Чернышова? Выдерживали ли их футболисты?

Большие нагрузки возможны лишь в зимнее межсезонье. Летом они носят поддерживающий характер.

Катулин привлекал к работе людей со стороны?

Был у него один знакомый фармаколог. Катулин даже познакомил меня с этим человеком, но первая встреча оказалась и последней. К сожалению, не могу вспомнить ни имени этого фармаколога, ни фамилии. Говорили с ним минут пять общими фразами, ни о чем. Теперь даже особых примет его вспомнить не могу, за два с половиной года его образ стерся из памяти. Не исключаю, что с помощью катулинского фармаколога можно отыскать концы во всей этой истории.

Вы пытались обратить внимание кого-либо из руководителей клуба на манипуляции Катулина и привлечение к работе посторонних лиц?

О методах Катулина я не рассказывал ни президенту клуба Червиченко, ни Чернышову. Только главный врач несет ответственность за работу через него идут все согласования и указания. Я разве что на высокий гонор Катулина пожаловался Андрею Алексеевичу. Чернышов призвал меня не падать духом: «Терпим. Работаем дальше».

ВСПОМНИМ ИХ ПОИМЕННО

…Ключевые и, безусловно, сенсационные признания Щукина встреча со «знакомым фармакологом» и раздача Катулиным таблеток перед матчем. В этой ситуации будет не лишним вспомнить спартаковский состав в матчах июля-августа 2003 года, перед которыми доктор Щукин мог констатировать употребление футболистами таинственного препарата.

12 июля. Черноморец – Спартак – 2:3 (1:3).

Голы: Камольцев, 20 1:0, Павлюченко, 23 1:1, Титов, 38 1:2, Павлюченко, 40 1:3, Гордиюк, 90 2:3.
Спартак: Шафар, Митрески, Ващук, Белозеров (Абрамидзе, 58), Ковтун, Калиниченко, Деменко, Станич (Д. Смирнов, 76), Хрман (Самедов, 63), Титов, Павлюченко.

20 июля. Спартак – Ростов – 1:0 (0:0).

Гол: Павлюченко, 90.
Спартак: Шафар, Ковтун, Мойзес, Ващук, Митрески (Абрамидзе, 72), Титов, Станич (Д. Смирнов, 85), Калиниченко, Деменко, Павлюченко, Концевой (Хрман, 60).

26 июля. Сатурн – Спартак – 3:2 (1:1).

Голы: Павлович, 7 1:0, Ващук, 32 1:1, Павлович, 59 2:1, Станич, 65 2:2, Муратович, 79 3:2.
Спартак: Шафар, Митрески, Ващук, Мойзес, Хрман (Луизао, 51), Станич, Деменко, Калиниченко (Самедов, 73), Титов, Концевой (Данишевский, 65), Павлюченко.

2 августа. Спартак – Локомотив – 2:5 (3:1).

Голы: Бузникин, 27 0:1, Ашветия, 35 0:2, Маминов, 57 0:3, Ашветия, 61 0:4, Титов, 63 1:4, Игнашевич, 79 1:5, Белозеров, 90 2:5.
Спартак: Шафар, Митрески, Белозеров, Ковтун, Луизао, Калиниченко (Концевой, 46), Станич (Шешуков, 62), Деменко, Хрман (Данишевский, 66), Титов, Павлюченко.

7 августа. Спартак – Ротор – 3:2 (1:0).

Голы: Титов, 19 1:0, Есипов, 54 1:1, Есипов, 59 1:2, Калиниченко, 70 2:2, Павлюченко, 90 3:2.
Спартак: Шафар, Кебе, Белозеров, Мойзес, Ковтун, Калиниченко (Безродный, 90), Деменко, Титов, Хрман (Станич, 33 (Данишевский, 63), Концевой, Павлюченко.

17 августа. Динамо – Спартак – 3:2 (2:0).

Голы: Корчагин, 4 1:0, Булыкин, 17 2:0, Мойзес, 67 2:1, Титов, 82 2:2, Харлачев, 88 3:2. Спартак: Ковалевски, Кебе, Белозеров, Мойзес, Ковтун (Станич, 53), Павленко, Деменко (Ващук, 59), Титов, Калиниченко, Концевой (Данишевский, 46), Павлюченко.

СВЯЗКА ЧЕ-КА

После проигранного динамовцам матча в «Спартаке» начались разборы полетов. Игроки пожаловались главному тренеру Андрею Чернышову на плохое самочувствие...

Щукин вспоминает:

У ребят испортился сон. Психоэмоциональное возбуждение было столь велико, что они до четырех-пяти часов утра не могли сомкнуть глаз. Футболисты пожаловались Чернышову, после чего Катулина вызвали на тренерский совет и устроили ему разнос. Это могут подтвердить Чернышов, Сергей Юран и Владимир Федотов. Они запретили Катулину заниматься всеми этими подозрительными делишками.

– Вы лично присутствовали на том совете?

Нет, но знаю подробности со слов одного из участников.

На следующий день после отставки Чернышова доктор Щукин отправился в офис клуба на Спартаковской улице и написал заявление об уходе с 14 сентября.

Андрей Червиченко поинтересовался на прощание:

Куда ж вы так скоро сорвались?

Вместе пришли, вместе и уйдем, ответил Щукин.

Сделаем отступление. По многочисленным свидетельствам, врач Катулин являлся верным сподвижником Червиченко и в спартаковской иерархии был одним из приближенных к «телу». Щукин не стал отрицать, что корень зла следует искать именно в этой связке (условное название производное от фамилий: Че-Ка): «Всю информацию из команды Катулин докладывал напрямую Червиченко, а с Чернышовым его контакт был условным. Катулин был очень сильной фигурой в «Спартаке», очень сильной. Трудно представить, чтобы Чернышов давал какие-либо указания Катулину. Главный врач принимал в штыки не только меня, но и всех пришедших в «Спартак» вместе с Чернышовым».  

...Через пару дней после увольнения из «Спартака» доктор Щукин благополучно устроился на работу в ФК «Москва», где поныне занимает должность главного врача. Когда в январе 2004-го грянул гром, Анатолию Афанасьевичу из заинтересованных лиц никто не позвонил ни из РФС, ни из руководства «Спартака». Зато Катулин проведал.

Щукин вспоминает:

Катулин позвонил и сказал, чтобы я ни в коем случае не делал никаких откровенных заявлений. Он напомнил, что у меня есть две дочери (на тот момент 20 и 17 лет. Прим. ред.) и я о них должен вспомнить, прежде чем открывать рот. То есть прозвучала прямая угроза моим самым близким! Поведение Катулина вызвало у меня шок и отвращение одновременно. Врач, и до такой низости опустился! Я немедленно сообщил о произошедшем Андрею Чернышову. Оставалось лишь надеяться, что прозвучавшие угрозы лишь легкий шантаж.

– Не значит ли это, что именно из-за этих угроз вы так долго молчали?

– Отчасти. Мне поступило указание от генерального менеджера ФК «Москва» Юрия Белоуса не распространяться на эту тему до выяснения всех обстоятельств. Но поскольку Егор Титов через «Советский спорт» фактически обвинил меня в «отравлении бромантаном», я не мог больше молчать.

– Егор не раз вспоминал, как вы резко отвели глаза, встретившись с ним взглядом...

Дело было так. Перед матчем со «Спартаком» я сидел на скамейке, Егор разминался, а я просто наблюдал за разминкой. Глаз я не отводил. Просто не кивал ему и не здоровался.

Предположим, Титов и Катулин выступят с категоричным заявлением: он, и только он, доктор Щукин, повинен в дисквалификации. Вы готовы в таком случае вступить в судебное разбирательство?

(Пауза.) Не задумывался об этом. В суды никогда не обращался. У меня нет ни опыта, ни сил, ни финансовых возможностей заниматься этим. Порой кажется, что меня профессионально подставили. Я не боюсь Катулина, но судиться с ним неразумно и нереально слишком хорошо я узнал этого человека. Впрочем, в нашей жизни ничего исключать нельзя.

Я пришел в редакцию «Советского спорта», чтобы защитить свою профессиональную репутацию. Она создавалась долгой и добротной работой, а может быть разрушена интригами и оговорами. Я всю жизнь в спортивной медицине. Руководство и футболисты «Москвы» доверяют мне. Никто из игроков «Москвы» в моем присутствии ни разу не завел разговор о допинговом скандале вокруг Титова и не отказался от предлагаемых препаратов. В «Москве» за здоровье игроков отвечаю только я, хоть и помощники имеются. Я 30 лет проработал в сфере спорта, в различных видах, среди которых, помимо футбола, хоккей, биатлон, мини-футбол и так далее. За все эти годы ни разу не сталкивался с проблемами, связанными с допингом. Это могут подтвердить во всех федерациях. Так что ситуация не столь однозначная, как ее пытаются представить господин Катулин и Егор Титов.

МАРИХУАНА В «МОЛОДЕЖКЕ»

Работу в «Спартаке» вы совмещали с молодежной сборной. Вспомните, почему ребята из «Спартака» не приняли участия в ряде игр «молодежки» осенью 2003-го?

Не знаю. Возможно, была дана соответствующая команда сверху. Хотели перестраховаться. Но все тесты были чистыми, я за это ручаюсь.

У Титова пробы тоже были чистыми до поры до времени, а потом вдруг «зафонило».

Для меня этот факт и по сей день остается загадкой. Вероятно, бромантан то появляется периодически, то исчезает.

Тогдашний президент РФС Вячеслав Колосков, помнится, прошелся по врачам: дескать, мы знаем, что они с допингом балуются...

Я не знаю, что имел в виду Вячеслав Иванович. У нас была проблема иного плана: из клубов приезжали ребята, сдавали допинг-тесты и обратно уезжали. Двое ребят – один из ЦСКА, другой из «Локомотива» – были отправлены домой, после того как у них выявили положительную пробу на марихуану.

Последний вопрос: по-вашему, мы узнаем когда-нибудь правду о «деле Титова»?

Вряд ли. Но мне этого очень бы хотелось.

СПРАВКА «СС»

ЧТО ТАКОЕ БРОМАНТАН?

Научное название: 2-адамантил-парабрамил-аналин. Относится к допинговой группе актопротекторов – препаратов разных групп, повышающих защитные силы организма.

Откуда появился. Бромантан разработан советскими военными медиками как средство, повышающее общий иммунитет и выносливость человека. В том числе в условиях жары. По некоторым данным, создавался специально для применения в Афганистане.

Как был запрещен. При подготовке к Олимпиаде-96 в Атланте бромантан был рекомендован наукой спортсменам всех федераций и всех стран. Причем за год до Игр, когда антидопинговая служба МОК стала находить «неизвестное вещество» в моче спортсменов (не только наших), российские представители предъявили медикам всю необходимую документацию по бромантану. Возражений не последовало. Однако за 15 дней до Олимпиады в Атланте бромантан внезапно вносят в запретный перечень. Было выявлено, что препарат обладает еще и психостимулирующим действием. Кроме того, он маскирует употребление стероидов: все стандартные допинг-процедуры, которые практикует МОК, оказывались на фоне приема бромантана неэффективными.

ПРИШЛИ SMS!

Уважаемые читатели! А что вы хотели бы сказать Анатолию ЩУКИНУ? Шлите SMS на номер +7-916-377-03-47 – ваше обращение к врачу будет опубликовано в завтрашнем номере «СС».

Новости. Футбол

Замбия - Коморские острова

Сегодня в 17:30

Замбия
Коморские острова

Ставка: Замбия, Инд. тотал больше 0.5

Команда Замбия провела 12 из 15 последних игр на индивидуальный тотал больше 0.5 голов

Сделать ставку 2.24

Реклама 18+