Дорогой футбол. Корреспонденты «СС» анализируют проблему, которая волнует сотни тысяч российских болельщиков

ФУТБОЛ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
ТЕМА НОМЕРА: ПОЧЕМУ ВЫРОСЛИ ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ?
Весь мир знает о том, что в российский футбол пришли огромные деньги. Многие игроки готовы терпеть неприятную погоду и непонятную культуру только потому, что в России можно хорошо заработать. В клубы вкладываются огромные средства, и, естественно, владельцы хотят видеть отдачу. Однако у нас в стране давно принято считать, что клуб не может быть самоокупаемым. Футбол иногда сравнивают с черной дырой, в которой безвозвратно исчезает все, что в него вкладывается.
Похоже, что благодаря телевидению и многочисленным спонсорам ситуация постепенно меняется к лучшему. Однако платить за это приходится не только «богатым дядям», но и болельщикам.
Насколько доходы от билетов и абонементов важны для клубов? Почему на них растут цены?
«Советский спорт» с помощью руководителей клубов попытался ответить на эти вопросы.
АНКЕТА «СС»
1. Какой процент от бюджета клуба составляет доход ‑от продажи билетов и сезонных абонементов?
2. Как изменилась цена на билеты и почему?
3. Насколько клуб самоокупаем?
Евгений ГИНЕР, президент ПФК ЦСКА:
1. Доход от продажи билетов и сезонных абонементов составляет 15 процентов от бюджета клуба.
2. По сравнению с прошлым годом клуб не менял ценовую политику на билеты.
3. Клуб окупает себя без помощи акционеров на 70 процентов.
Сергей ШАВЛО, генеральный директор ФК «Спартак»:
1. Процентов пять-десять, не больше. Этот процент, кстати, постоянно растет. Например, в прошлом году мы продали 1500 абонементов, а в этом уже 4500. При этом цена на него немного увеличилась.
2. Цены на билеты остались на прежнем уровне. Небольшое повышение цен на абонементы связано с инфляцией.
3. Думаю, процентов на 40–50 «Спартак» себя окупает. Если пробьемся в Лигу чемпионов, то эти цифры, безусловно, повысятся.
Валерий ФИЛАТОВ, президент ФК «Локомотив»:
1. Пять процентов, не больше.
2. Мы два или три года держали цены на одном уровне, а сейчас пошли на небольшое повышение. Ведь затраты на содержание стадиона увеличиваются, растут и коммунальные услуги.
3. Два года назад мы вышли на 50-процентную окупаемость. Сейчас обеспечиваем себя примерно на 40 процентов.
Евгений ГОЛОВ, генеральный директор ФК «Рубин»:
1. Клуб не имеет процента от продажи билетов и абонементов, вся выручка принадлежит стадиону, который мы просто арендуем.
2. Наш клуб не имеет права устанавливать цены на билеты и абонементы, он может их только рекомендовать.
3. Без комментариев.
Юрий БЕЛОУС, генеральный менеджер ФК «Москва»:
1. Процент от продажи билетов и сезонных абонементов мизерный. В год мы зарабатываем раз в десять меньше, чем лондонский «Арсенал» за одну игру в премьер-лиге или Лиге чемпионов… Но это объяснимо: наш клуб еще очень молод. Поэтому у нас одни из самых дешевых абонементов. Мы много внимания уделяем молодежи, которая приходит на футбол по недорогим билетам. Или вообще бесплатно.
2. Мы оставили цены на билеты и абонементы практически на прошлогоднем уровне. Почему? Руководствуемся состоянием рынка. Наша основная аудитория – молодые ребята, поэтому мы не стремимся взвинчивать цены. Вот когда игрой будем привлекать большое количество зрителей, тогда можно думать о повышении цен.
3. Без помощи нашего акционера мы бы не выжили. То, что мы получаем от работы со спонсорами, от рекламы на стадионе, от трансляций, от продажи атрибутики и футболистов, их аренды, не может сравниться с тем, что нам выделяет акционер.
Максим МИТРОФАНОВ, директор по коммерческой деятельности ФК «Зенит»:
1. Доход от продажи билетов и сезонных абонементов не является основным и значимым источником доходов клуба. Эти деньги, главным образом, расходуются на аренду стадиона «Петровский».
2. Несмотря на рост инфляции, руководством клуба было принято решение не повышать цены в новом сезоне. Ведь рост цен на билеты предполагает рост качества услуг, а этого пока клуб болельщикам предоставить не может.
Что касается абонементов, то с этого года мы стали продавать их не на весь чемпионат, а отдельно – на первый и второй круг. Это сделано, во-первых, ради зрителей, чтобы не вынуждать их платить сразу крупную сумму. Во-вторых, клуб сейчас проводит анкетирование среди болельщиков, а это удобнее сделать в два этапа. По итогам анкетирования будет создана база данных, на основе которой мы через некоторое время намерены запустить автоматизированную систему продажи билетов. Возможно, эта система появится у нас после чемпионата мира.
3. Без комментариев.
Владимир АЛЕШИН, председатель совета директоров «Торпедо»:
1. Сезон только начался. Я просто не знаю, какой процент получится по его окончании. Статистикой по прошлому году не владею (генеральный директор «Торпедо» Юрий Мишин отказался дать конкретную информацию по этому вопросу. – Прим. ред.).
2. Цену не меняли. Считаем, стоимость билетов оптимальна.
3. Информация закрытая. Не для прессы.
Михаил МОРОЗОВ, вице-президент «Шинника»:
1. Процент этот небольшой, вы его можете сосчитать сами. Взять среднюю стоимость билета 30–50 рублей, среднюю посещаемость. Цены на билеты в России, особенно в глубинке, нельзя повышать. Это станет препятствием для болельщиков, которые хотят смотреть футбол.
2. Несмотря на инфляцию, цены на билеты не изменились. Это не основная часть доходов бюджета.
3. На сегодняшний день мы не окупаемся.
Юрий СТЕПАНОВ, генеральный директор ФК «Томь»:
1. Порядка семи-восьми процентов.
2. Ценовая политика клуба стала более дифференцированной, поэтому абонементы и билеты в центральные сектора, пользующиеся повышенным спросом у болельщиков, подорожали, а абонементы в нижние ряды, которые заполнялись не всегда, напротив, подешевели.
3. На 15 процентов. На данный момент у клуба существует единственный генеральный спонсор, который и восполняет оставшуюся часть бюджета клуба.
Михаил ВОРОНЦОВ, генеральный директор ФК «Сатурн»:
1. Незначительный. При стоимости билета в 180 рублей, а это максимальная планка, говорить о каком-то проценте очень сложно. В большей степени это социальный проект. Но мы только в начале своего пути.
2. В этом году увеличили ее только на 30 рублей. По сути, мы несколько лет не меняли стоимость билета. Я бы не стал называть это подорожанием, мы просто проиндексировали стоимость билета с учетом инфляции за это время.
3. Про полную самоокупаемость я слышал только из уст президента ЦСКА Евгения Гинера. Мы же не так давно провели акционирование клуба и просто стараемся работать в этом направлении.
Андрей СИМОНОВ, исполнительный директор ФК «Динамо»:
1. Три процента. Если команда в этом сезоне заиграет, процент может вырасти до пяти. Надеемся на повышение в этом сезоне средней посещаемости до 10 000 зрителей.
2. По сравнению с прошлым сезоном все цены на билеты остались без изменений.
3. Примерно 60–70 процентов. Если клуб окупается меньше чем на 50 процентов, его легко может ждать судьба «Ротора», «Алании», «Крыльев Советов». У «Динамо» есть БСА, где много помещений, есть МСА, манеж – эти объекты также сдаются в аренду. Ведем также некоторую коммерческую деятельность. Все это вкупе и дает вышеназванный процент окупаемости. Во всем мире только единицы самоокупаемых клубов. Один из них – «Манчестер Юнайтед».
Эдуард ГРАЧЕВ, коммерческий директор «Амкара»:
1. Небольшой процент, так же, как и везде в России.
2. На билеты повысилась совсем чуть-чуть. А повышение цен на абонементы связано прежде всего с тем, что по сравнению с прошлым годом увеличилось количество игр, проводимых на домашней арене. Из-за реконструкции арены несколько матчей в сезоне-2005 мы проводили в Москве.
3. Клуб себя не окупает.
Рохус ШОХ, директор ФК «Ростов»:
1. Небольшой. Причина заключается в том, что российский футбол – лакмусовая бумажка нашей экономики. Болельщики в России не могут платить столько, сколько платят за билет на футбол европейцы.
2. Немного повысились. Во-первых, инфляция касается всего в нашей стране. Во-вторых, футбол в России с каждым годом становится зрелищнее.
3. Пока не так, как хотелось бы. Но мы очень серьезно работаем по всем направлениям.
Александр БАРАНОВСКИЙ, президент ФК «Крылья Советов»:
1. Доход от продажи билетов составляет примерно 20 процентов нашего бюджета.
2. Мы не меняли стоимость билетов по сравнению с прошлым годом. На это повлияли два фактора. Первый – кризисное состояние команды в прошлом сезоне. Болельщики были настроены пессимистично, лучше лишний раз не напрягать обстановку. Второй – после проведенного исследования оказалось, что половина зрителей на стадион проходят вообще бесплатно. Поэтому решили не повышать цену, а установить новые турникеты. Прибыль должна существенно увеличиться.
3. Примерно на 40 процентов.
Анатолий БЕЗНЯК, исполнительный директор ФК «Луч-Энергия»:
1. Несущественный. Мы не ставим цели заработать на билетах. Футбол в Приморье – социально значимое явление.
2. Повысили в пределах разумного. Все-таки мы теперь выступаем в премьер-лиге. Спрос рождает предложение. Ажиотаж вокруг предстоящих матчей такой, что стадион просто не вместит всех желающих.
3. Цифры называть не буду. У нас пока нет возможности зарабатывать на купле-продаже футболистов. А вот спонсоров находим. Бренд «Луча» становится все популярнее в крае и на Дальнем Востоке.
Владимир БАЛОВ, генеральный директор ПФК «Спартак» Нл:
1. О каких-то процентах можно будет говорить только в конце сезона, когда мы посчитаем всю прибыль от продажи билетов. Но в любом случае не думаю, что этот процент будет высоким.
2. Цены на билеты по сравнению с прошлым годом мы повысили, прежде всего потому, что команда выступает классом выше. Кроме того, нам все же как-то надо окупать содержание стадиона.
3. К сожалению, на сегодняшний день у нас нет ни акционеров, ни спонсоров, поэтому ни о каких процентах речи не идет. Все финансирование команды осуществляется исключительно из личных средств президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова.
| КЛУБ | ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ | КВОТА НА БИЛЕТЫ | ЦЕНА НА ПРОГРАММКИ | |||
| | 2005 | 2006 | Тренеры | Игроки | 2005 | 2006 |
| ЦСКА | 100-2000 | = 100-2000 | 0 | 0 | 50-70 | 80 |
| Спартак М | 100-450 | = 100-450 | Закрытая информация | 2 | 100 | 100 |
| Локомотив | 80-800 | № 100-800 | 5 | 2 | 100 | 100 |
| Рубин | 20-200 | № 30-250 | Без ограничения | Без ограничения | 15 | 30 |
| Москва | 50-1000 | № 100-1000 | 1 | 1 | 30-50 | 40-50 |
| Зенит | 180-700 | = 180-700 | Закрытая информация | Закрытая информация | 30 | 50 |
| Торпедо | 70-250 | = 70-250 | Без ограничения | Без ограничения | 50 | 70 |
| Шинник | 35-130 | = 35-130 | 2 | 2 | 30 | 40 |
| Томь | 100-250 | № 100-300 | 2 | 2 | 20 | 20 |
| Сатурн | 70-150 | № 100-180 | Без ограничения | 3 | 40 | 40 |
| Динамо | 100-1500 | = 100-1500 | 100 билетов на всех | 35-40 | 35-40 | |
| Амкар | 35-120 | № 35-150 | Без ограничения | Без ограничения | 25 | 30 |
| Ростов | 80-190 | № 80-250 | Без ограничения | Без ограничения | 30 | 40 |
| Крылья Советов | 50-350 | = 50-350 | 2 | 2 | 0 | 50 |
| Луч-Энергия | 100 | № 100-400 | 0 | 1 | 30 | 50 |
| Спартак Нл | 30 | № 100-200 | 0 | 0 | 10 | 20 |
= Цена не изменилась
№ Цена повысилась





