В «Челси» в раздевалке играет хип-хоп

ФУТБОЛ. ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
На «Прямой линии» в «Советском спорте» полузащитник «Динамо» и капитан сборной России Алексей Смертин рассказал о жизни в Лондоне, красотах Алтайского края и перспективах сборной с новым тренером.
Перед тем как занять место у телефона для общения с читателями, Алексей прошелся по редакции «Советского спорта». Заглянул, естественно, и в отдел футбола. В это время по телевизору показывали запись матча «Сатурн» — «Динамо».
— Ну вот, а мне говорили, что игру нигде не показывают. Я надеялся, нашего поражения 0:3 никто не увидит, — пошутил Алексей.
Тут же телевизионный Смертин получает мяч, уходит от соперника и отдает пас на фланг. А редакционный — отправляется отвечать на вопросы читателей.
ПЕРВЫЙ ТАЙМ, ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ
ВЕРНЕМ БОЛЕЛЬЩИКА ПОБЕДАМИ
— Алексей, добрый день. Беспокоит болельщик «Динамо» с шестидесятилетним стажем. Что ждет нашу команду в этом сезоне?
— Вы прекрасно знаете, что клуб не побеждал в чемпионате тридцать лет. Очень хочу прервать эту неприятную традицию. Но, судя по первым матчам в сезоне, пока не все получается. Перспектива есть, в «Динамо» собрались хорошие футболисты, просто нужно быть командой и бороться.
— Вы сами-то верите в это?
— Конечно, верю! Глупо приходить в клуб, не веря в его успехи. Уверен, нас ждут победы.
— Здравствуйте, Алексей, это Сергей Доровских, болельщик «Сатурна». Как вам после возвращения из-за границы уровень российского футбола?
— Шесть лет меня не было в России, и я практически не видел матчей чемпионата. После первых игр я понял: уровень заметно вырос, футболисты стали мастеровитее. Увеличился темп, а приход иностранных тренеров и игроков сказался положительно. Уверен, скоро и стадионы будут полными. А вообще главный показатель турнира – сейчас на первые места претендует не только одна команда, как раньше «Спартак», а несколько. В том числе и «Сатурн», победивший нас благодаря грамотно выбранной тактике.
— Кто вам понравился в нашей команде?
— Вратарь Кински и нападающий Якубко.
— Добрый день, Алексей. Звонит ваш тезка Алексей Лебедев, полковник МВД в отставке. Болею за «Динамо» с 1959 года.
— Вы наверняка помните, как мой брат играл за «Динамо»?
— Конечно, помню! В мои годы на стадионы ходили десятки тысяч болельщиков, а сейчас жалкие 6000 уже в радость. Как собираетесь возвращать поклонников бело-голубых на трибуны?
— Я успел почувствовать теплый прием со стороны болельщиков на встрече с ними перед сезоном. А пустые трибуны на «Динамо» — результат неудач в последние годы. Я сам за бело-голубых начал болеть в 1988 году, когда брат Женя перешел в этот клуб. Буква «Д» на груди не чужая – с десяти лет начал с ней играть в Барнауле. А вернуть болельщиков можно одним способом – победами.
— Почему же в Англии на клубы-аутсайдеры все равно приходят полные трибуны?
— Там другой подход. Ребенок только рождается, а на него уже надевают футболку родного клуба. Самое поразительное, у меня много друзей там осталось, которые болеют за второсортные, третьесортные команды. Да, за «Челси» болеть престижно, они всегда побеждают. Здорово ведь ходить в синей футболке с фамилией «Лэмпард» на спине или свое имя заказать. А вот один мой знакомый таксист болеет за «Куинз Парк Рейнджерс». Они пригласили недавно нового тренера, так он этим гордится, кепку клуба мне на радостях подарил!
— У вас много вещей с символикой «Челси»?
— Сын мой постоянно носит такие вещи. Когда идем гулять в парк, надевает клубную футболку с моим пятым номером и надписью «Влад». Даже если на улице прохладно, все равно в одной майке выходит.
— Павел из Москвы. Вы не раз говорили, что если и вернетесь в Россию, то только в «Локомотив»…
– Да, было такое. Но жизнь не стоит на месте. В «Локо» с тех пор многое поменялось. Прежде всего тренер. Вы можете попенять мне, но, говоря о «Локомотиве», я имел в виду Юрия Семина. Железнодорожники тоже проявляли ко мне интерес, но «Динамо» и Семин оказались настойчивее. Так что я вернулся в знакомую среду только с другим названием (смеется).
— Наверняка Сергей Иванович (Овчинников. – Прим. ред.) тоже звал?
— Да, конечно, и он тоже. У нас недавно с ним прикол случился. Его часто называют по фамилии, и тогда Сергей говорит: «Знаете, а еще у каждого есть имя». Я тут добавляю: «А у некоторых еще и отчество». Получается, его зовут или Иванычем, или Овчинниковым.
— А вы как?
— Иванычем.
ЖДУ ВОПРОСА ОТ ЛОСЬКОВА
— С бывшими партнерами по «Локо» поддерживаете отношения?
— Любовь к «Локомотиву» осталась. Со многими ребятами общаюсь и сейчас. Буквально перед приездом в редакцию разговаривал с Лоськовым. Он просил про него что-нибудь рассказать. Жду его саркастического вопроса по телефону. Если он дозвонится, конечно.
— И еще один вопрос: ваш прогноз на матчи «Зенита» с «Севильей» в Кубке УЕФА?
— Верю в питерцев. Видно, с каждым годом они увереннее и мощнее выступают именно в Европе. А тем более после победы в этом турнире армейцев есть основание говорить: «Зенит» способен повторить успех.
— Из Ярославля вас беспокоят. Чем сейчас занимается ваш брат Евгений?
— Возможно, скоро он будем работать в «Динамо» тренером. Только не известно пока, в какой команде.
— Алексей? Меня зовут Марина Валерьевна.
— Ух ты, первый звонок от женщины. Рад вас слышать.
— Спасибо. У меня такой вопрос: почему российские футболисты не приживаются за рубежом?
— …И вы туда же! Думал, сейчас бытовой вопрос зададите, например, о том, как я питался в Англии… А вы, как мужчина, спрашиваете, причем не по-дилетантски. Вы за кого болеете?
— За «Спартак». Была в «Лужниках» на игре с «Локомотивом», следила по табло, как меняется счет в Раменском не в вашу пользу…
— Да, зато ваши проявили силу воли и отыгрались — 0:2. Молодцы. Что касается вопроса, то я не записываю себя в число неудачников. Наоборот, всем доволен. Потому и не могу объективно оценить, почему не получается. Может, дело в менталитете? Или в незнании языка? Хотя вряд ли. Бразильцы также приезжают в Европу, язык не учат, а вон как играют!
— Может, перед русскими закрывают двери в Европе или мы недостаточно туда рвемся?
— Первое сразу отпадает, а со вторым согласен. Это раньше уезжали за границу на заработки, сейчас другая ситуация, в России хорошо платят. В Европе все по-другому: язык, менталитет, подготовка к матчу. Я для себя сумел вывести формулу успеха: нужно оставаться самим собой, принимая тот образ жизни, в чьей стране ты оказался.
— И тогда еще чисто женский вопрос: что вас может выбить из колеи и привести в восторг?
— Я считаю себя уравновешенным человеком, меня трудно вывести из себя.
— Даже когда красные карточки получаете?
— Вокруг меня много друзей, которые помогают быстро забыть неприятности. А по поводу восторга... Я не умею как следует радоваться, выплескивать энергию после забитого мяча… Терри или Лэмпард после гола рвут и мечут, целуют клубную эмблему на футболке. Это не наигранно, порыв от души идет. А я в те редкие моменты, когда забивал, не знал как себя вести. Стоял и думал: «Неужели это я забил?».
Впрочем, это, наверное, всем россиянам свойственно. В Англии 45 тысяч болельщиков на стадионе поют в едином порыве, а ведь они не встречаются заранее, не репетируют. Они могут плакать от радости! У нас такого почти не бывает.
— Это Смертин? Вас группа болельщиков «Динамо» приветствует. Скажите, когда вы закончите игровую карьеру?
— Не дождетесь! Или вы хотите как можно быстрее?
— Дождемся! Потому что от вас ждем многого, а пользы никакой! Уже пора с почестями уходить на заслуженный отдых и заниматься детским футболом…
— Детьми я и так занимаюсь, у меня есть школа в Барнауле. А что касается взрослого футбола, то придется вам потерпеть четыре года, я собираюсь до конца отработать контракт с «Динамо».
ВТОРОЙ ТАЙМ, ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ
«ЧАРЛТОН» МЕЧТАЛ О ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ
— В Лондоне, как и Москве, много команд. Проблема для болельщиков?
— Могу рассказать на примере «Миллуола» и «Чарлтона», стадионы которых находятся в пяти милях друг от друга. Болельщики совершенно разные! У «Чарлтона» они флегматичные, похожие на русских. Команда проигрывает, и тонкий ручеек тянется к выходу, не дожидаясь финального свистка. У фанов же «Миллуола» есть девиз на английском языке «Everybody hates us, but we don,t care», который переводится так: «Нас все ненавидят, но нам все равно». Никогда не уйдут раньше времени. «Челси» — настоящие аристократы. Они смакуют игру или критикуют в зависимости от результата. А вот в Портсмуте, портовом городишке, достаточно на матче совершить самоотверженный подкат, чтобы болельщики запели речовку в твою честь.
— В начале сезона ваш «Чарлтон» шел в лидирующей тройке. О чем тогда мечтали?
— Наш нападающий Бент заговорил о Лиге чемпионов! И тренер Алан Кербишли с радостью говорил о великолепной команде, которой у него никогда не было. В каких-то моментах нам везло, кто-то из соперников не был готов к сезону. Тактикой с тремя опорными полузащитниками удивили многих. Но многие игроки оказались неготовыми к дальнейшим подвигам — и пошла череда поражений.
УПУСТИЛ ДЖИМА ПЕЙДЖА
— Как поживает ваша винная коллекция?
— Закончил собирать, как уехал из Франции. Периодически приезжаю в свой погребок, который находится в доме одного друга, и выпиваю бутылочку. В Англии собирать было нечего. Разве что бутылки из-под пива.
— Какую музыку слушали в Англии?
— В основном русскую, все-таки ностальгия по России оставалась. Однажды ко мне в Лондон приехала съемочная группа из Москвы. Пошли на прогулку в Холл-парк. Мы с сыном зашли на детскую площадку, а оператор с корреспондентом где-то задержались. Потом они рассказали мне историю, что видели Джима Пейджа из «Лед Зеппелин». Его узнала какая-то девушка, громко произнесла подруге его имя, рокер обернулся, и все они разговорились. Я кусал локти, почему меня там не было? Очень нравится группа! Хотел даже догнать, но было поздно…
— Вам ведь нравится еще «Калинов мост»?
— Да, более того, дружен с гитаристом группы Ревякиным. Обещал мне после возвращения с гастролей гитару подобрать. Я давно хочу научиться играть.
Кстати, о музыке. Знаете, в английских клубах в раздевалке после установки на игру тренер сам включает музыку, чтобы ребята расслабились. Обычно хип-хоп. Вы в России можете такое себе представить?
— Что еще вас удивляло из образа жизни английских клубов?
— Подготовка к матчу. Длится она не как в России, два дня на базе, а минут пятнадцать. Приехал самостоятельно на стадион, получил установку, переоделся – и вперед на поле. У нас такое невозможно.
— То есть теоретически в Англии можно опоздать на игру?
— Можно! Однажды я в Лондоне угодил в жуткую пробку, простоял два часа. Мне звонят за час пятнадцать до начала матча и спрашивают: «Ты где?» Я как раз подъезжал к стадиону. По телефону узнал, что играю в составе. Вбежал в раздевалку в разгар установки. Правда, позже за опоздание оштрафовали. По-моему, на тысячу фунтов.
— Среди английских футболистов много увлекающихся, к примеру, охотой?
— Нет, это только в России такие традиции, особенно среди футболистов. Взять хотя бы заядлого охотника Лоськова! Видел у него в квартире голову кабана с клыками. Говорит, сам подстрелил (улыбается).
— Почему вы приехали в Москву без семьи?
— Сын ходит в школу в Лондоне, мы с женой решили его не дергать до конца учебного года. Летом они вернутся в Москву. Осенью отдам Влада в футбольную школу, хочу, чтобы пошел по моим стопам. Будет здорово, если его тренером станет мой брат Евгений.
— Вы говорили, любите отдыхать в Алтайском крае…
— Конечно, места-то родные. Там горный воздух, тишина. Можно устроить сплав по реке. Был за две недели до трагедии в гостях у губернатора края Михаила Евдокимова. Играли в бильярд, ночевать у него остался…
ЭТАЛОН ТРЕНЕРА — МОУРИНЬО
— Поговорим о сборной России. Что думаете о главном претенденте на пост главного тренера – Гусе Хиддинке?
— Как только узнал, сразу попросил специалиста одного навести справки. Выяснилось, у него хорошая статистика: кого бы ни тренировал, всегда добивался результата. Сборные Кореи, Австралии, клуб ПСВ… Для нас сейчас очень важно найти такого тренера, который добился бы результата. Не важно, кто станет тренером, – русский или иностранец.
— Какой потолок у нынешнего поколения сборной?
— Минимум – выход в каждый крупный турнир. Дальше уже от обстоятельств зависит.
— Для футболистов сборной нынешний «и.о.» Александр Бородюк – авторитет?
— Естественно. Это уже не тот Генрихович, к которому можно было подойти, посмеяться. Да, раньше он в какой-то степени был связующим звеном между игроками и тренерским штабом. Сейчас он самостоятельный тренер, профессионал. К тому же имеет богатый европейский опыт в качестве футболиста.
Лично для меня настоящий авторитет и эталон тренера – Жозе Моуриньо. Я благодарю судьбу, которая меня пусть на один сезон, но свела с ним. Ни за какие деньги нельзя приобрести бесценный опыт общения с ним в раздевалке до матча, в перерыве игры или после. Я доволен, в дальнейшем мне это пригодится, когда сам стану тренером.
— Можно один пример его монолога в перерыве любой игры?
— Встреча с «Блэкберном». Соперник не играет в футбол, а бьется, грубит, хамит. Моуриньо говорит после сорока пяти минут: «Вы видите, что они делают? Они хотят нас запугать. Забудьте о том, что говорил перед матчем. Мы переходим к такой же жесткой манере. Вы оснащены технически лучше и благодаря этому сможете победить». Закончилось все побоищем, травмами — и… победой «Челси». Вот это тренер!





